ГИПЕРКАЛИЕМИЯ В ПРАКТИКЕ ТЕРАПЕВТА
Калий играет важную роль в поддержании нормальной работы клеток. Его концентрация в клетках в десятки раз больше, чем во внеклеточном пространстве, что необходимо для создания потенциала действия и передачи электрических импульсов.
Регуляторные механизмы обеспечивают поддержание концентрации калия в крови в узких пределах – от 3,5 до 5,0 ммоль/л. Здоровый организм может компенсировать избыток или недостаток калия в пище. Но если мы говорим о пациенте, к примеру, получающем некоторые лекарственные препараты и/или имеющем заболевания почек, то могут наблюдаться серьезные отклонения уровня калия от нормальных значений. И если гипокалиемия достаточно просто поддается коррекции, то гиперкалиемия представляет большую проблему.
Смертельно опасное нарушение
Гиперкалиемия – независимый фактор риска смерти госпитализированных пациентов. В целом около 10% пациентов в стационарах имеют повышенную концентрацию калия в крови. Уровень опасности этого электролитного нарушения иллюстрирует метаанализ, в который было включено более 1,2 млн человек, период наблюдения составил в среднем 6,9 лет (Kovesdy C.P. и др., 2018). Авторы сделали вывод, что даже незначительное повышение или понижение концентрации калия в сыворотке крови увеличивает риск смерти от всех причин, в том числе и от сердечно‑сосудистых заболеваний (рис. 1). В этой связи представляется важной оценка уровня калия у пациентов, которые получают терапию петлевыми диуретиками – ведь, по некоторым данным, распространенность гипокалиемии достигает 20% среди всех пациентов, попавших в клиники. Настороженность в отношении гипокалиемии позволяет вовремя начать терапию калийсодержащими препаратами или сменить/добавить к терапии калийсберегающие диуретики. В случае же с гиперкалиемией коррекция состояния пациента – задача довольно сложная.
В зоне высокого риска
Анна Симбирцева, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета ФГБАУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к.м.н.
Принято разделять гиперкалиемию по степеням: при тяжелой гиперкалиемии концентрация калия в крови выше 6,5 ммоль/л, при умеренной – от 5,5 ммоль/л до 6,5 ммоль/л.
Кто же из пациентов, постоянно наблюдающихся у терапевта или врача общей практики, находится в зоне высокого риска развития гиперкалиемии? Существует несколько распространенных фенотипов.
Пациенты с артериальной гипертонией, распространенность которой в России – 43 млн человек. Их можно разделить на 3 группы. Первая – молодые пациенты до 65 лет с целевым уровнем САД ниже чем 130 мм рт.ст., но не ниже чем 120 мм рт. ст., достижение которого обычно производится за счет титрации дозы иАПФ. Вторая группа – пациенты 65–80 лет с целевым уровнем САД ниже чем 140 мм рт.ст., но не ниже чем 130 мм рт.ст. И, наконец, третья – пациенты старше 80 лет с целевым уровнем ДАД 80 мм рт.ст.
Достижение целевых значений САД и ДАД у пожилых пациентов, как правило, требует титрации иАПФ и сартанов. Необходимо помнить, что любой пациент в период титрации дозы, увеличения дозы комбинированных препаратов может быть угрожаем в отношении развития гиперкалиемии.
Пациенты с абдоминальным ожирением, то есть те мужчины, у которых отношение обхвата талии (ОТ) к обхвату бедер (ОБ) более 0,9, и женщины, у которых ОТ/ОБ более 0,85. Большое количество жира в брюшной полости, сальник, который может достигать веса 12–17 кг, – факторы, ведущие к изменению гормонального профиля. Как правило, это пациенты с метаболическим синдромом, и врач будет выбирать иАПФ в составе комплексного лечения.
Пациенты с установленной патологией почек. Снижение почечной функции приводит к снижению выведения калия и риску развития гиперкалиемии.
Пациенты, постоянно получающие такие препараты, как иАПФ, сартаны, калийсберегающие диуретики, нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) и сердечные гликозиды. Врачу следует проявить настороженность в отношении пациентов с ХСН и выраженной недостаточностью кровообращения, то есть с фракцией выброса менее 35% или III–IV функциональным классом по Нью‑Йоркской классификации (за 6 минут такие пациенты могут пройти менее 300 и 150 м), а также пожилых пациентов с вероятным снижением СКФ. Пациенты с предиабетом.
Гиперкалиемия – независимый фактор риска смерти госпитализированных пациентов. Около 10% пациентов в стационарах имеют повышенную концентрацию калия в крови. Даже незначительное повышение или понижение концентрации увеличивает риск смерти от всех причин
При осмотре следует обращать внимание на черный акантоз – бархатистые пигментные пятна на шее, подмышечных впадинах, паховой области (в крупных складках кожи). Основной фактор риска и причина черного акантоза – инсулинорезистентность. В данной группе пациентов в составе медикаментозной поддержки также назначаются иАПФ и сартаны.
Пациенты, получающие оральные антикоагулянты в течение длительного времени. Так, прием варфарина в течение 8 и более лет приводит к кальцинозу мелких сосудов, что непременно сказывается на скорости клубочковой фильтрации, снижая ее.
Диагностика гиперкалиемии
Симптомы гиперкалиемии обычно развиваются при повышении концентрации калия выше 6,5–7 ммоль/л, но более важна скорость увеличения концентрации. Так, пациенты с хронической и тяжелой гиперкалиемией могут не иметь симптомов, а пациенты с быстро развившейся умеренной гиперкалиемией – сообщать о мышечной слабости, «ватных» руках и/или ногах, онемении лица и нарушениях ритма сердца, что подтверждается данными ЭКГ.
Врач должен помнить о том, что довольно распространена и так называемая псевдогиперкалиемия – ложное повышение значений калия из‑за ошибок при сборе образцов крови, обращении с ними или по другим причинам, чаще всего – гемолиз в пробирке (при этом калий из разрушенных клеток попадает в плазму), слишком большое время наложения жгута или даже слишком сильное сжатие кулака пациентом. Также уровень калия может быть ложно повышен у пациентов с лейкоцитозом и/или тромбоцитозом. Так, концентрация калия по данным лаборатории может достигать 9 ммоль/л, но пациент при этом ни на что не жалуется, ЭКГ интактна. Перед началом агрессивного лечения гиперкалиемии следует подтвердить диагноз, особенно в случаях, когда не выявлены причины повышения уровня калия. Гиперкалиемия развивается вследствие почечной недостаточности, массивного разрушения клеток (рабдомиолиз, гемолиз, метаболический ацидоз, диабетический кетоацидоз и др.), избыточного внутривенного введения калия у пациентов без патологии почек, например, препаратов с высоким содержанием калия, или у пациентов на полном парентеральном питании, или после массивного переливания компонентов крови и т. д.
Изменения на ЭКГ при гиперкалиемии включают: уменьшение вольтажа зубца Р вплоть до его исчезновения, удлинение интервала РQ, увеличение вольтажа зубца R, расширение комплекса QRS, высокий симметричный («пикообразный») зубец Т. Типичные изменения ЭКГ, встречающиеся при различных значениях калия, приведены на рис. 2. Однако важно помнить о том, что скорость увеличения концентрации калия в крови имеет важное значение – изменения ЭКГ могут появляться и при меньших значениях, если процесс идет стремительно. Но и при хронической гиперкалиемии ЭКГ может выглядеть относительно нормальной.
Дополнительные тесты для определения причины гиперкалиемии могут включать в себя исследование уровней креатинина и мочевины, расчет скорости клубочковой фильтрации, анализы мочи для выявления патологии почек; общий анализ крови для определения уровня лейкоцитов и тромбоцитов; анализ на уровень глюкозы, газы крови и КЩС при подозрении на метаболический ацидоз или кетоацидоз; ЛДГ, КФК, КФК‑МВ, билирубин при подозрении на гемолиз и рабдомиолиз; также важно знать концентрацию кальция в крови, так как его дефицит может усугубить нарушения ритма сердца.
Лечение гиперкалиемии
Срочность лечения гиперкалиемии зависит от наличия или отсутствия симптомов и признаков гиперкалиемии при проведении инструментальных обследований, степени повышения уровня калия и причины гиперкалиемии (рис. 3).
Неотложная коррекция гиперкалиемии проводится в отделении реанимации и интенсивной терапии и включает в себя внутривенное введение глюконата кальция, инсулина и глюкозы. При необходимости прибегают к гемодиализу, назначению ингаляционных бета‑агонистов, а в случае гиперволемии используют петлевые диуретики.
К ситуациям гиперкалиемии, не требующим немедленного вмешательства, относят все те, что не подходят под вышеописанные критерии. Терапевтический подход в этой ситуации включает ограничение употребления калия с пищевыми продуктами, отмену некоторых лекарственных препаратов, назначение петлевых и тиазидных диуретиков и ионообменных смол.
В среднем сбалансированная разнообразная диета с большим содержанием овощей и фруктов может обеспечить употребление 4,5–4,7 г калия в день. В истории человечества есть вехи, когда предположительно потребление калия было значительно выше, и сегодня приверженцы палео‑диеты могут получать до 12 г калия в день без тяжелых последствий благодаря способности почек выводить избыток калия. Если физиологические механизмы выведения калия, в первую очередь почки, работают адекватно, то это не опасно.
Пациенту с заболеванием почек и CКФ ниже 45 мл/мин/1,73 м2 нужно советовать контролировать уровень потребляемого калия и не превышать значение 3 г в сутки. Если СКФ ниже 30 мл/мин/1,73 м2, то рекомендуемое количество калия в сутки – менее 2 г.
Информацию о содержании калия в различных продуктах легко можно найти в интернете. Очень много калия содержится в кофе – более 100 мг в одной чашке. То есть если вы пьете 5 чашек кофе в день, то должны понимать, что только этот напиток дает вам около 10–15% суточной нормы калия, а для пациента, которому рекомендовано придерживаться диеты с низким содержанием калия, – это уже четверть суточной дозы (25%).
Для профилактики сердечно‑сосудистых заболеваний рекомендовано 400 г овощей и фруктов в день. Но необходимо помнить, что эти продукты богаты калием, поэтому важно обращать внимание на то, какие овощи и фрукты употребляет пациент и как он их готовит. Существует способ снизить количество калия в овощах – выщелачивание.
В зоне высокого риска: пациенты с артериальной гипертонией; абдоминальным ожирением; с патологией почек; с предиабетом; пациенты, постоянно получающие иАПФ, сартаны, калийсберегающие диуретики, НПВС и сердечные гликозиды, длительно – оральные антикоагулянты
Этапы процесса обозначены на рис. 4, однако следует помнить о том, что после выщелачивания в овощах все равно остается достаточно калия, поэтому такие продукты не следует употреблять ежедневно. Нужно рассказывать пациентам о том, что лучше включать в рацион разнообразные продукты в умеренных количествах, что очень важен размер порции и расчет содержания калия необходимо производить не на единицу объема, а на порцию. Пациентам, ограничивающим потребление калия, следует сливать жидкость из консервированных фруктов и овощей, промывать их проточной водой. Также внимательно нужно относиться к заменителям соли, поскольку большинство из них содержат излишнее количество калия.
Катионообменные смолы
Катионообменные смолы, одобренные для коррекции гиперкалиемии, содержат ионы натрия или кальция. При пероральном приеме ионы, содержащиеся в смоле, обмениваются на ионы калия, которые выводятся из организма через желудочно‑кишечный тракт. При снижении СКФ к процессу выведения калия из организма подключается кишечник, при использовании катионообменных смол калий выводится еще эффективнее.
Гиперкалиемия, требующая неотложного вмешательства:
При применении в терапии натриевых катионообменных смол натрий остается в организме, что вызывает задержку жидкости и неблагоприятно сказывается на лечении пациентов с ХСН и ХБП. Этого эффекта позволяет избежать назначение смол, содержащих кальций, при этом нежелательные эффекты со стороны ЖКТ, конечно, отмечаются, но их количество невелико. Также следует быть внимательными к снижению уровня магния в крови, но в основном пациенты довольно легко переносят прием этих препаратов.
В России пока зарегистрирован один препарат этой группы. Возможно, в ближайшие годы представленность кальциевых смол расширится. Так, с 2015 года FDA одобрило использование препарата патиромер (сорбитекс кальция патиромер) – катионнообменного полимера, который связывает ионы калия в желудочно‑кишечном тракте (затем они выводятся с калом) и высвобождает ионы кальция.
Этапы выщелачивания для снижения количества калия в овощах:
Таким образом, вода не будет задерживаться в организме пациента – это не свойственно ионам кальция (в отличие от катионов натрия), то есть патиромер будет препаратом выбора у пациентов с ХСН, ХБП или у тех, у кого мы боремся с отечным синдромом. Патиромер снижает концентрацию калия в сыворотке крови на 1 ммоль/л уже через неделю. Если пациент имел гиперкалиемию умеренной степени (5,5–6,5 ммоль/л), терапия патиромером позволяет достичь нормальных значений калия в короткие сроки. Использование патиромера дает возможность не отказываться от терапии иАПФ и сартанами, сохраняя прежние дозировки, а также позволяет врачу выиграть время для титрации иАПФ или сартанов в целях безопасности риска развития гиперкалиемии у пациента. Это крайне важно потому, что иАПФ и сартаны эффективны с точки зрения снижения смертности и повторных госпитализаций только тогда, когда пациент получает максимально переносимые дозы.