НОВОСТИ КАРДИОЛОГИИ

Стереотип мышления врача увеличивает риск смерти пациента

Аутоиммунные заболевания в сочетании с перенесенным инфарктом миокарда повышают риск смертности от всех причин. Такой вывод сделали ученые Гарвардской медицинской школы на основании анализа данных ретроспективного когортного исследования. Его результаты опубликованы в European Journal of Preventive Cardiology.

Исследователи проанализировали 2 097 пациентов, часть из которых (2,5%) имели в анамнезе системные воспалительные заболевания – псориаз, системную красную волчанку, ревматоидный артрит и другие аутоиммунные патологии. Женщин в группе пациентов с аутоиммунными заболеваниями было больше, чем мужчин, и они чаще имели диагноз гипертонии, чем мужчины (62% против 46%). За период наблюдения, который в среднем составил 11 лет, пациенты с системным воспалительным заболеванием имели более высокий риск смерти от всех причин, по сравнению с когортой пациентов без системного воспалительного заболевания (HR = 1,95).

Исследователи предположили, что такая разница связана с терапией, которую пациентам назначают после выписки из больницы. Так, аспирин и статины пациенты с аутоиммунными заболеваниями получали реже, чем другие участники исследования, – соответственно 88% против 95% и 76% против 89%. Эта тенденция, по мнению ученых, могла быть связана с беспокойством врачей по поводу неблагоприятного лекарственного взаимодействия противовоспалительных препаратов и иммуносупрессоров, которые часто принимают пациенты с аутоиммунными заболеваниями. А в результате отсутствие профилактического противовоспалительного лечения приводило к ухудшению прогноза выживаемости.

Диагностике поможет 3D‑копия сердца

Исследователи из Королевского колледжа Лондона создали трехмерные копии полноразмерных здоровых взрослых сердец на основании изображений компьютерной томографии и проанализировали, как форма сердца связана с его функцией. Данные своего исследования они опубликовали в журнале PLOS Computational Biology. По мнению авторов, 3D‑модели сердец могут быть использованы для прогнозирования заболеваний, тестирования методов лечения и выполнения статистических анализов. Изначально была создана усредненная копия сердца на основе 20 здоровых сердец, которую затем ремоделировали, получив 1 тыс. синтетических трехмерных цельных сердец различной конфигурации, встречающихся в когорте.

Причем некоторые параметры были изменены, например, больший или меньший размер сердца или более толстые стенки. Ученые отмечают, что даже у здоровых людей формы сердца немного различаются. И как раз то, как эти различия влияют на сердечную функцию, можно понять с помощью компьютерного моделирования.

Один из авторов исследования Кристобаль Родеро отметил, что анатомия сердца играет решающую роль в сердечной функции. Тем не менее существует недостаточное понимание того, как специфические и локализованные анатомические изменения отражаются на различных функциональных показателях сердца. Например, утолщение области в сердце прямо перед аортой, по результатам экспериментов, оказывает большое влияние на систолическую функцию. Это исследование, по мнению авторов, может быть использовано для ранней диагностики заболеваний сердца.

Лечение при эректильной дисфункции должно учитывать сердечно-сосудистые риски

Сравнение двух препаратов для лечения эректильной дисфункции у мужчин со стабильной ИБС – ингибитора фосфодиэстеразы 5 типа (иФДЭ5) и алпростадила – показало преимущество иФДЭ5. Данные были получены исследователями Каролинского университета в Стокгольме. По их мнению, прием иФДЭ5 сопровождался более низким долгосрочным риском общей и сердечно‑сосудистой смертности, инфаркта миокарда, сердечной недостаточности и сердечной реваскуляризации. Результаты исследования опубликованы в Journal of the American College of Cardiology.

Ретроспективный анализ осуществлялся в соответствии с данными Шведского реестра пациентов и Шведского реестра рецептурных препаратов. В исследование были включены все мужчины, получавшие лечение от эректильной дисфункции и имевшие в анамнезе инфаркт миокарда или реваскуляризацию.

Все они начали лечение эректильной дисфункции более чем через 6 месяцев после основного события. Ингибитор ФДЭ5 принимали 16 548 пациентов, алпростадил – 1 994 пациента. Средний период наблюдения составил 5,8 лет. В течение этого времени умерли 26% участников, принимавших алпростадил, и 14% участников, принимавших иФДЭ5. Таким образом, смертность от сердечно‑сосудистых причин в случае приема иФДЭ5 была на 12% ниже, так же как и риск инфаркта миокарда (на 19%), и риск госпитализации по поводу сердечной недостаточности (на 25%).

Авторы исследования считают, что рано делать выводы в отношении причинно‑следственной связи воздействия этих препаратов на сердечно‑сосудистые риски. По их мнению, необходимо проведение рандомизированного плацебо‑контролируемого исследования с разделением пациентов на две группы – принимающих ФДЭ5 и плацебо. При этом авторы статьи недоумевают, почему фармацевтическая промышленность за последние 20 лет еще не провела каких‑либо крупных испытаний по этому поводу. Тем более что обширные экспериментальные данные указывают на благоприятное влияние иФДЭ5 на сердечно‑сосудистую систему.

подготовила Татьяна Шемшур по материалам зарубежных источников