СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Новости

Кальций в коронарных артериях связан с риском внезапной смерти

Опасность внезапной сердечной смерти (ВСС) увеличивается при кальцификации коронарных артерий независимо от других, более традиционных факторов риска. Об этом говорят результаты большого когортного исследования, проведенного Университетом Джона Хопкинса. Они были опубликованы 21 марта с.г. в журнале JACC Cardiovascular Imaging.В исследовании приняли участие 66 636 пациентов с низким и средним риском сердечно‑сосудистой смерти, входивших в когорту наблюдения Консорциума по кальцию коронарных артерий. Оно основывалось на данных о пациентах из 4 медицинских центров США и охватывало период 1991–2010 гг. При этом не было известно о коронарных заболеваниях пациентов, однако все они были направлены на визуализацию коронарного кальция из‑за наличия по крайней мере одного фактора риска СС заболевания – дислипидемии, семейного анамнеза преждевременных СС заболеваний, гипертонии или диабета.

В ходе исследования отмечалось 211 случаев ВСС, которые возникали с частотой около 0,3% за 10,6 года. При кальцификации коронарных артерий от 100 до 399 (индекс Агастона) риск развития ВСС повышался в среднем в 2,8 раза, при 400–999 – в 4 раза, а при 1000 и выше – в 5 раз. Риск не зависел от возраста и пола, а также от диабета, курения, гипертонии, дислипидемии и семейного анамнеза сердечных заболеваний.

Результаты исследования подтверждают необходимость первичной визуализации кальцификации коронарных артерий для выявления пациентов, у которых субклиническое атеросклеротическое СС заболевание может привести к ВСС. Данные такого скрининг‑теста, кроме того, могут использоваться для назначения пациентам терапии статинами, применение которых оправдано при индексе Агастона выше 100.

Дилтиазем не помог пациентам со стенокардией

Дилтиазем – селективный блокатор кальциевых каналов III класса, производное бензотиазепина – не улучшил коронарную вазомоторную дисфункцию у пациентов со стенокардией и необструктивной ИБС. Об этом свидетельствовали результаты слепого рандомизированного плацебо‑контролируемого исследования, проведенного специалистами Медицинского центра Университета Радбуда в Нидерландах. Они опубликованы в JACC: Cardiovascular Imaging и представлены на научной сессии Американского колледжа кардиологов.

В исследовании EDIT‑CMD 85 пациентов со стенокардией и необструктивной ИБС (АНОКА) были распределены случайным образом на ежедневный прием 360 мг дилтиазема или плацебо. У всех пациентов наблюдалась хроническая стенокардия, возникающая не реже двух раз в неделю, и коронарная вазомоторная дисфункция, подтвержденная наличием вазоспазма (после внутрикоронарной провокации ацетилхолином), и/или микрососудистая дисфункция, определяемая как резерв коронарного кровотока <2 или индекс микроциркуляторного сопротивления 25. Средний возраст пациентов – 58 лет. Первичной конечной точкой было успешное лечение через 6 недель после приема лекарства, определяемое как нормализация одного из аномальных параметров коронарной вазомоторной дисфункции и отсутствие перехода любого нормального парамет­ра в аномальный.

Результаты лечения показали, что среди 73 пациентов, которые прошли повторное тестирование коронарной функции, не было различий между группами дилтиазем–плацебо ни в улучшении показателей теста коронарной функции (дилтиазем 21%; плацебо 29%), ни в снижении спазмов коронарных артерий. Выявилось лишь одно преимущество дилтиазема: он в большей степени, нежели плацебо, способствовал переходу эпикардиального спазма в микрососудистый (47% против 6%). Однако, по словам исследователей, этот вывод следует подтвердить в других тестированиях.

Клинические рекомендации предписывают назначать при коронарной вазомоторной дисфункции блокаторы кальциевых каналов, и дилтиазем при этом используется наиболее часто. Однако его эффект никогда не изучался у пациентов со стенокардией и необструктивной ИБС в слепом рандомизированном плацебо‑контролируемом исследовании. По‑видимому, при назначении лекарства необходимо учитывать эндотип ишемии и сочетать терапию блокаторами кальциевых каналов с другими методами лечения.

Подготовила Татьяна ШЕМШУР по материалам зарубежных источников