С алгоритмами по жизни

В 2023 году будет запущена федеральная программа «Сахарный диабет». По мнению главного внештатного специалиста эндокринолога ДЗМ Михаила Анциферова, это является свидетельством большого внимания руководства страны к проблемам эндокринных заболеваний. Появление на рынке новых препаратов и технологий вкупе с хорошим контролем сахарного диабета может гарантировать не только спасение жизни пациентов, но и обеспечение дополнительных лет сохранения хорошего самочувствия.

Эту новость Михаил Анциферов озвучил, открывая XII межрегиональную конференцию «Алгоритмы диагностики и лечения эндокринных заболеваний», которая прошла в декабре в Москве. В этот раз практически вся научная программа мероприятия была посвящена обсуждению современных возможностей профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета.

Михаил АНЦИФЕРОВ,
главный внештатный специалист эндокринолог ДЗМ, профессор, д.м.н.:

«Особый акцент в федеральной программе «Сахарный диабет» будет делаться на вопросах профессиональной подготовки врачей, особенно врачей первичного звена. Не только эндокринологов, но и терапевтов, которые отвечают за диспансерное наблюдение пациентов»

Татьяна МАРКОВА,
заведующая эндокринологическим отделением ГКБ № 52 ДЗМ, профессор, д.м.н.:

«Назначение ингибиторов НГЛТ‑2 как стартового препарата при сахарном диабете 2‑го типа позволило значительно увеличить профиль безопасности пациента. Это нашло отражение в консенсусе ADA/EASD 2022 г., где иНГЛТ‑2 рекомендованы для инициации терапии в сочетании с метформином или без него»

Гагик ГАЛСТЯН,
и.о. заместителя директора Института диабета НМИЦ эндокринологии, профессор, д.м.н.:

«В 2022 г. в России одобрен для лечения анемии при ХБП ингибитор пролилгидроксилазы HIF (HIF-PHI). Он запускает транскрипцию генов, отвечающих за противодействие гипоксии. Тем самым усиливаются процессы эритропоэза и нормализуется метаболизм железа, что нивелирует последствия анемии»

Ашот МКРТУМЯН,
заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, профессор, д. м. н.:

«Консенсус ADA/EASD 2022 г. делает приоритетом при СД2 фиксированные комбинации арГПП‑1 и базального инсулина, что дает больший сахароснижающий эффект, чем отдельные компоненты. Их сочетание снижает число гипогликемий (по сравнению только с инсулином) и обеспечивает лучшую желудочно-кишечную переносимость (по сравнению с изолированным применением арГПП‑1)»

Нина ПЕТУНИНА,
заведующая кафедрой эндокринологии ИКМ им. Н.В. Склифосовского ПМГМУ им. И.М. Сеченова, член-корр. РАН:

«Постпрандиальная гликемия по сравнению с тощаковой является лучшим предиктором смерти от всех причин, в том числе сердечно-сосудистой смерти. В руководстве ADA 2022 она вынесена в цели контроля гликемии. Ее мониторинг рекомендуется пациентам, у которых глюкоза плазмы натощак находится в пределах референсных значений, а уровень гликированного гемоглобина повышен»

Николай ДЕМИДОВ,
руководитель Московского сегмента ФРСД, к.м.н.:

«Использование фиксированных комбинаций позволяет сократить количество инъекций, что существенно увеличивает комплаентность. Сравнивая базис-болюсную терапию и использование фиксированных комбинаций инсулина деглудек и лираглутид, пациенты отмечают значительное (более чем в 3 раза) снижение бремени терапии, увеличение возможностей управлять заболеванием и улучшение качества жизни»

Уже по сложившейся традиции в рамках крупных эндокринологических форумов реализуется программа «Шаг вперед: от обучения к практике», участниками которой становятся молодые ученые. Руководитель программы — заведующий эндокринологическим отделением ГКБ им. А.К. Ерамишанцева, д. м. н. Леонид МОРГУНОВ. Участвующие в программе молодые специалисты получают возможность представить свои доклады на суд экспертного сообщества. В этот раз, по словам ведущих специалистов, сообщения молодых ученых выглядели очень зрело, а выбранные темы вызвали большой интерес у аудитории.

Мария НОВИКОВА,
нефролог Эндокринологического диспансера ДЗМ, к.м.н.:

«Почти половина пациентов с СД2 страдают ХБП, которое, прогрессируя, в 90% случаев ведет к сердечно-сосудистым событиям и смерти, а в 10% — к почечной недостаточности. Прием иНГЛТ‑2 и иРААС при ХБП на 75% снижает риск наступления терминальной почечной недостаточности и на 10 лет продляет жизнь пациента»

Татьяна ДЕМИДОВА,
заведующая кафедрой эндокринологии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессор, д.м.н.:

«Особый акцент надо сделать на снижении риска инсульта у пациентов с СД2, которого можно достичь при использовании терапии иНГЛТ‑2 и арГПП‑1. При рСКФ менее 45 мл/мин/м² наиболее значимого эффекта, по результатам исследования CREDENCE, позволил добиться канаглифлозин»

Валентин ФАДЕЕВ,
заведующий кафедрой эндокринологии ПМГМУ им. И.М. Сеченова, член-корр. РАН:

«За счет увеличения потребления пациентами глюкокортикостероидов значительно возросло число ятрогенных случаев синдрома Кушинга. А число пациентов, принимающих ГКС, очень высоко — до 2% женщин в общей популяции так или иначе принимали ГКС»

Лейла ГАЙРАБЕКОВА,
Медицинский институт РУДН:

«Добавление иНГЛТ‑2 к терапии статинами и антигипертензивными препаратами позволило пациентке с СД2, ожирением и неконтролируемой АГ в анамнезе снизить HbA1c с 8,3 до 7,4% и увеличить скорость клубочковой фильтрации с 47 до 58 мм/мин/1,76 м², обеспечив улучшение кардио- и ренопротекции»

Наталья ЧЕРНИКОВА,
доцент кафедры эндокринологии РМАНПО, к.м.н.:

«В соответствии с рекомендациями производителей устройств НМГ и FDA пациенты даже при использовании системы непрерывного мониторинга должны иметь доступ к глюкометру, особенно в тех случаях, когда уровень гликемии быстро меняется»

Евгения ПАШКОВА,
заведующая эндокринологическим отделением ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, к.м.н.:

«Диабет как исход заболеваний экзокринной части поджелудочной железы занимает второе место после СД2, опережая распространенность СД1. Тем удивительнее, что каких-либо клинических рекомендаций, руководств, а также специальных критериев диагностики этого заболевания не существует»

Алексей ЗИЛОВ,
доцент кафедры эндокринологии ПМГМУ им. И.М. Сеченова, к.м.н. :

«Созданы портреты пациентов с СД, которые будут «выигрывать» при использовании непрерывного мониторинга глюкозы, — это те, кто находится на интенсифицированном режиме инсулинотерапии, имеет высокий риск гипогликемии, беременные с прегестационным и гестационным СД, а также пациенты с СД2 на безынсулиновой терапии, не достигающие гликемического контроля»

Анастасия ЛЕБЕДЕВА,
заместитель главного внештатного специалиста кардиолога ДЗМ, профессор, д.м.н.:

«По данным Российского национального регистра, треть пациентов с СД2 умирает от ХСН. При этом больные с СД2, справедливо считая основным врачом эндокринолога, редко обращаются к кардиологу. В этой связи хотела бы призвать коллег-эндокринологов к более активному проведению скрининга пациентов на наличие ХСН»

Виктория ЯВОРСКАЯ,
МГМСУ им. А.И. Евдокимова:

«Надежность гликированного гемоглобина в качестве маркера компенсации углеводного обмена у пациентов с СД на заместительной почечной терапии снижена из-за анемии, уремии и повреждения эритроцитов при прохождении через диализирующую мембрану. Поэтому они нуждаются в непрерывном мониторинге гликемии для достижения TIR более 70%»

Фото: Дмитрий Тихонов