Новости. Нефрологии
Щелочная вода не препятствует нефролитиазу
![1](https://imfd.ru/wp-content/uploads/2024/03/1-5.jpg)
Употребление щелочной воды не может предотвратить образование камней в почках. К такому выводу пришли урологи из Калифорнийского университета в Ирвайне. Данные исследования опубликованы в The Journal of Urology.
Ученые изучили щелочную воду пяти различных брендов, уровни pH варьировались от 9,69 до 10,15. Каждый из образцов подвергся анионной хроматографии и прямым химическим измерениям для определения содержания минералов. Воздействие щелочной воды оценивалось по рН мочи в сравнении с цитратом калия — «золотым стандартом подщелачивания мочи», а также с другими его соединениями.
Данные показали, что любая коммерчески доступная щелочная вода, хотя и имела более высокий pH по сравнению с обычной, не содержала достаточного количества физиологической щелочи и не могла обеспечить профилактику рецидивов мочекаменной болезни в отличие от цитрата калия. Таким образом, делают вывод исследователи, пациентам с нефролитиазом не стоит идти на поводу у рекламы производителей щелочных вод и надеяться на ее эффективность в борьбе с камнеобразованием.
Деносумаб увеличивает риск тяжелой гипокальциемии
FDA выпустило предупреждение, в котором говорится, что деносумаб может стать причиной тяжелой гипокальциемии у взрослых с прогрессирующей ХБП. Сообщение опубликовано 19 января 2024 г. на сайте регулятора, результаты исследования были размещены в JAMA.
Обзор доступной информации, проведенный FDA, показал, что деносумаб, принимаемый при терапии остеопороза, особенно увеличивает риск тяжелой гипокальциемии у пациентов, находящихся на диализе. Это осложнение наносит серьезный вред, включая опасные для жизни события и смерть.
В исследовании JAMA проанализирована информация о 2804 женщинах в возрасте 65 лет и старше, находившихся на постоянном гемодиализе в период с августа 2013 г. по август 2020 г.
![2](https://imfd.ru/wp-content/uploads/2024/03/2-4.jpg)
Из всех участниц исследования 1523 пациентки (средний возраст 74,5 года) получали деносумаб в дозе 60 мг и 1281 (средний возраст 73,8 года) — пероральные бисфосфонаты, в основном (91,8%) — алендронат. Тяжелая гипокальциемия определялась по уровню кальция в сыворотке менее 7,5 мг/дл. Анализ был ограничен первыми 12 неделями лечения. Медианные концентрации общего кальция в плазме крови у женщин во всех группах на исходном уровне были одинаковыми. В невзвешенных группах у 607 из 1523 пациенток, принимавших деносумаб, и у 23 из 1281 пациенток, принимавших пероральный бисфосфонат, развилась тяжелая гипокальциемия. Взвешенная кумулятивная частота развития тяжелой гипокальциемии за 12 недель составила 41,1% при приеме деносумаба против 2,0% при приеме пероральных бисфосфонатов (взвешенная разница рисков 39,1%; взвешенное отношение рисков 20,7). Взвешенная кумулятивная частота развития очень тяжелой гипокальциемии за 12 недель также увеличивалась при приеме деносумаба (10,9%) по сравнению с пероральными бисфосфонатами (0,4%) (взвешенная разница рисков 10,5%; взвешенное отношение рисков 26,4).
Авторы исследования считают, что сложность диагностики и мониторинга плотности костей у пациентов, находящихся на диализе, высокий риск, связанный с деносумабом, и непростой выбор препаратов для лечения тяжелой гипокальциемии должны заставлять клиницистов очень осторожно назначать деносумаб — лишь после тщательного отбора пациентов и частого мониторинга состояния костной ткани.
В сообщении о безопасности препарата FDA рекомендовало пациентам, рассматривающим возможность применения деносумаба для лечения остеопороза, обсудить с врачом возможность постоянного мониторинга функции почек и уровня кальция в плазме крови. Тем, кто уже принимает деносумаб, рекомендуется употреблять адекватные дозы кальция и витамина D во время приема лекарства. Взрослым с поздней стадией ХБП, особенно тем, кто находится на диализе, следует часто контролировать уровень кальция, особенно в течение первых 2–10 недель, после каждой инъекции деносумаба. Риск тяжелой гипокальциемии следует рассматривать в контексте других доступных методов лечения остеопороза у людей с поздней стадией ХБП.
Симптомы, указывающие на гипокальциемию, включают спутанность сознания, судороги, нерегулярный сердечный ритм, обморок, подергивание лица, неконтролируемые мышечные спазмы или слабость, покалывание или онемение в разных частях тела.
Дисфункция почек повышает риск смерти после тромболизиса
![3](https://imfd.ru/wp-content/uploads/2024/03/3-4.jpg)
Хроническая болезнь почек может играть ключевую роль в госпитальной смертности после тромболизиса у пациентов, перенесших инсульт. Об этом говорят результаты нового когортного ретроспективного исследования ученых из Университета медицины и фармации Кэрола Давилы в Бухаресте. Оно опубликовано в декабре в журнале Medicine и, по словам авторов, является первой работой, которая свидетельствует о значимости ХБП как фактора риска для пациентов с инсультом.
Исследователи собрали данные 296 пациентов, перенесших тромболизис после инсульта в период с 2016 по 2020 год. Помимо ХБП, оценивались также такие факторы риска, как сопутствующие заболевания, возраст, образ жизни, лабораторные и неврологические показатели.
После операции в больнице умерли 50 пациентов, 246 — благополучно выписались, и 177 из них впоследствии наблюдались врачами амбулаторно.
Для оценки функции почек в исследовании использовался показатель рСКФ. В соответствии с ним около 32% пациентов имели ХБП в стадии C3a-C4, что коррелировало с рСКФ от 45 до 60 мл/мин на 1,73 м².
Исследователи обнаружили, что у пациентов этой группы риск госпитальной смерти после тромболизиса был выше, чем у тех, кто имел рСКФ более 60 мл/мин на 1,73 м². Другими факторами, также увеличивающими риск летального исхода, были мужской пол, ожирение, возраст, повышение уровня креатинина и МНО, а также дислипидемия.
Исследователи полагают, что включение показателей функции почек в рекомендации по лечению методом тромболизиса потенциально может повлиять на клинический исход у пациентов с инсультом. В сочетании с персонализированными стратегиями лечения такой подход должен повысить безопасность и эффективность препаратов, используемых для лечения пациентов с ХБП.
Подготовила Татьяна ШЕМШУР по материалам зарубежных источников