Найдена эффективная комбинация биомаркеров риска ССЗ у женщин

Прогнозирование риска сердечно-­сосудистых событий является на сегодняшний день одной из наиболее важных задач здравоохранения, поэтому доклад директора Центра профилактики сердечно-­сосудистых заболеваний при больнице Бригама в Бостоне (США) Пола М. Ридкера о выявлении простых и надежных биомаркеров ССЗ у женщин вызвал огромный интерес у участников Европейского кардиологического конгресса, который проходил в Лондоне с 30 августа по 2 сентября. Результаты исследования опубликованы в августовском номере The New England journal of medicinе. По словам авторов исследования, которое продолжалось 30 лет, пришло время, когда универсальный скрининг трех простых модифицируемых факторов может предотвратить неблагоприятные сердечные события задолго до их наступления.

Гендерные различия

По данным ВОЗ (2013 г.), сердечно-­сосудистые заболевания (ССЗ) лидируют среди причин смерти у женщин — они обусловливают более чем треть летальных исходов от всех патологий. Американская кардиологическая ассоциация отмечает, что в США на долю ССЗ приходится около 20% смертей среди женщин, в Австралии — 29%, а в Европе — 43%. Эти цифры свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки более совершенных стратегий профилактики заболеваний сосудов.

К числу факторов, которые способствуют большей уязвимости женщин к ССЗ, относятся в первую очередь гормональные изменения в пре- и постменопаузе, которые провоцируют стресс и тревогу, способствуют развитию метаболического синдрома, артериальной гипертензии. Еще одна причина заключается в том, что врачи часто не учитывают различия в проявлениях ССЗ у женщин и мужчин, о чем говорят исследования клиники Мэйо. Например, у женщин чаще, чем у мужчин, развивается ишемия с необструктивными поражениями коронарных артерий и атипичными симптомами, которые легко пропустить.

У женщин, в отличие мужчин, с большей вероятностью развивается сердечная недостаточность при сохраненной, а не сниженной фракции выброса. Наконец, ответ на терапию у женщин и мужчин также может различаться. Все это в совокупности снижает эффективность профилактики сердечно-­сосудистой смерти в женской популяции. Поэтому выявление достоверных биомаркеров риска неблагоприятных событий видится весьма и весьма важным — это откроет возможность принимать профилактические меры на более ранних стадиях заболевания и улучшать их исход.

Наблюдение длиной в 30 лет

Вернемся к результатам исследования, проведенного в Бостоне. Итак, авторы работы включили в исследование 27  939 изначально здоровых американских женщин из числа медицинских работников, за которыми впоследствии наблюдали в течение 30 лет (медиана наблюдения — 27,4 года). На момент включения в исследование средний возраст участниц составил 54,7 года, средний индекс массы тела — 25,9, 25% отмечали артериальную гипертензию, 12% сообщили о курении, 2,5% страдали диабетом.

Первоначально у всех женщин оценили уровень высокочувствительного СРБ, холестерина ЛПНП и уровня липопротеина А, в зависимости от полученных результатов участницы исследования были разделены на пять групп. При этом самый высокий квинтиль для СРБ составил >5 мг/дл, для ЛПНП — >150 мг/дл и для липопротеина А — >44 мг/дл.

Комбинированный предиктор 30-летнего риска сердечно-сосудистых событий базируется на сочетании показателей С-реактивного белка, холестерина ЛПНП и уровня липопротеина А

Первичной конечной точкой было первое серьезное неблагоприятное сердечно-­сосудистое событие — инфаркт миокарда, коронарная реваскуляризация, инсульт или смерть от сердечно-­сосудистых причин. Для каждого биомаркера были рассчитали скорректированные коэффициенты риска и 95% доверительные интервалы, 30‑летние кумулятивные кривые заболеваемости были скорректированы с учетом возраста и конкурирующих рисков летальных исходов.

В общей сложности произошло 3662 серьезных неблагоприятных сердечно-­сосудистых события. О 30‑летнем риске возникновения ССЗ свидетельствовали квинтили повышения базовых уровней высокочувствительного СРБ, липопротеина А и холестерина ЛПНП. У женщин при уровне СРБ в самом высоком квинтиле ассоциированный риск сердечно-­сосудистых событий был повышен на 70% (HR = 1,7; 95% ДИ, 1,52–1,9) по сравнению с женщинами, у которых СРБ был в самом низком квинтиле. Самый высокий уровень ЛПНП коррелировал с увеличением риска сердечно-­сосудистых событий на 36% по сравнению с самым низким (HR = 1,36; 95% ДИ, 1,23–1,52). Такая же закономерность наблюдалась и в отношении липопротеина А в тех случаях, когда он попадал в верхний квинтиль, риск увеличивался на 33% (HR = 1,33; 95% ДИ, 1,21–1,47). Кумулятивные кривые заболеваемости выявили схожую картину.

СРБ, холестерин ЛПНП и липопротеин А

Таким образом, С-реактивный белок был самым сильным долгосрочным предиктором риска сердечно-­сосудистых событий. Эта корреляция частично отражает важную роль воспаления в образовании атеросклеротической бляшки и прогнозировании риска ее разрыва с последующим тромбозом. Высокочувствительный СРБ более тесно связан с состоянием сосудов, нежели холестерин ЛПНП и липопротеин А. По данным тех же исследователей, повышение его уровня коррелирует с ожирением, стеатозом печени и метаболическим синдромом. Кроме того, высокие значения высокочувствительного СРБ (вч-­СРБ) всегда являются предиктором развития диабета, гипертонической болезни и сердечной недостаточности. И результаты настоящего наблюдения полностью подтвердили эту взаимосвязь, позволив в ряде случаев использовать превентивный подход к коррекции метаболических нарушений.

Влияние повышенного уровня холестерина ЛПНП, вч-­СРБ и липопротеина А на развитие ССЗ является убедительным доказательством возможности их использования в скрининговых мероприятиях. Уровень липопротеина А, по крайней мере в 90% случаев, генетически детерминирован, поэтому для оценки долгосрочного его воздействия достаточно одного измерения. Холестерин ЛПНП и высокочувствительный СРБ являются более динамичными маркерами, поэтому информативнее их ежегодная оценка.

Экономически выгодно и клинически эффективно

В настоящее время врачи для прогнозирования сердечно-­сосудистых событий прибегают к шкалам риска — SCORE 2 и CHA2DS2-VASc. Недавно Американская кардиологическая ассоциация представила еще один инструмент оценки вероятности сердечно-­сосудистых осложнений — расширенный калькулятор PREVENT. Помимо возраста и массы тела, он оценивает степень гликемического контроля и функцию почек. Кроме того, в дополнение к традиционным факторам риска в шкале принимается во внимание и индекс социальной депривации (на основании почтового индекса). Использование калькулятора PREVENT позволяет прогнозировать 10‑летний риск развития сердечно-­сосудистых событий. Однако при использовании подобных шкал внимание в большей степени фокусируется на внешних показателях, а не на здоровье сосудов.

Использование искусственного интеллекта наряду с цифровыми инструментами дает возможность с большей степенью точности оценить индивидуальные характеристики человека, о чем говорит недавно проведенное среди женщин исследование специалистов клиники Мэйо. Например, нейронная сеть может идентифицировать по стандартной ЭКГ в 8 отведениях дисфункцию левого желудочка, гипертрофическую кардиомиопатию, аортальный стеноз, незаметную для пациента фибрилляцию предсердий. Однако широкое внедрение таких методов пока невозможно из-за их высокой стоимости и пока что высокой вероятности ошибки. Поэтому обнаружение простых и несложных для скрининга маркеров, которые получил Пол М. Рикер с коллегами, — а именно комбинированного предиктора 30‑летнего риска возникновения сердечно-­сосудистых событий, базирующегося на сочетании показателей С-реактивного белка, холестерина ЛПНП и уровня липопротеина А, — позволяет внедрить в систему здравоохранения экономически выгодную и надежную систему прогнозирования риска ССЗ. Используя ее, можно выявить целевые группы пациентов, которые будут нуждаться в более ранних профилактических мероприятиях.

Источник: https://www.tctmd.com/news/three-common-biomarkers-closely-tied-womens-30-year-risk-cv-events

Подготовила Лидия ЛАЗАРЕВА