Сердечно-сосудистые заболевания. Новости

Транскатетерный метод показал лучшие результаты

У женщин с тяжелым аортальным стенозом отмечались лучшие результаты лечения через 1 год после транскатетерной замены аортального клапана (TAVR) на клапан, расширяемый баллоном, по сравнению с теми, кто перенес открытую операцию. Такие данные были представлены на Европейском кардиологическом конгрессе специалистами из Университетской больницы Руана (Франция). Ведущий автор этого исследования представила результаты на портале для врачей Healio.

В проспективном, рандомизированном, контролируемом исследовании RHEIA приняли участие 443 женщины из 48 центров в 12 европейских странах. Средний возраст пациенток составил 73 года, средний балл риска по шкале STS — 2,1%. Более чем у трети (34–39%) женщин диагностировался III или IV класс сердечной недостаточности по NYHA, а у 19% была сопутствующая ишемическая болезнь сердца. Все пациентки были случайным образом распределены на две группы для проведения TAVR с баллонным клапаном и открытой операции.

Через 1 год первичная комбинированная конечная точка (смерть, инсульт или повторная госпитализация) была зарегистрирована у 15,6% женщин, перенесших открытую операцию, и у 8,9% — с транскатетерным вмешательством (ОР = 0,55; 95% ДИ 0,34–0,88). Анализ отдельных компонентов первичного исхода показал, что в группе TAVR смерть наступила в 0,9% случаев, а в группе открытого вмешательства в 2% (P = 0,44). Инсульт возникал в равных долях у пациенток той и другой группы — в 3,3%. Частота повторной госпитализации в связи с повреждением клапана или проведением процедуры а также обострением ХСН была в 2 раза ниже в группе TAVR (4,8% против 11,4%; Р = 0,02).

Несколько иную картину показала оценка вторичных ключевых конечных точек. Через 1 год доля женщин, которым потребовался новый постоянный кардиостимулятор, в группе TAVR оказалась больше (8,8% против 2,9%; Р = 0,01), такая же тенденция была в отношении серьезных сосудистых осложнений (3,3% против 0,5%, Р = 0,07). А вот впервые возникшая фибрилляция предсердий чаще наблюдалась в группе открытого вмешательства (28,8% против 3,3%; Р <0,001). К плюсам TAVR может быть отнесено и снижение средней продолжительности пребывания в стационаре — она была в два раза меньше, чем после открытых вмешательств (4 дня против 9).

По результатам эхокардиографии общая эффективность вмешательств в обеих группах через 1 год была высокой, правда, отмечалась небольшая разница в пользу открытой операции — средний градиент на аортальном клапане составлял 11,7 мм рт.ст. против 14,3 мм рт.ст., а эффективная площадь отверстия –1,8 см2 против 1,74 см2.

Это первое исследование, сравнивающее TAVR с открытой операцией по замене аортального клапана, проведенное исключительно среди женщин. У женщин наблюдается ряд различий в исходных анатомических характеристиках сердца по сравнению с мужчинами, что способствует возникновению более высокого риска хирургических вмешательств. В этой связи TAVR представляется хорошей альтернативой.

Источник: https://www.healio.com/news/cardiology/20240910/tavr-superior-to-surgery-at-1-year-for-women-with-severe-aortic-stenosis-rheia

Фенотип гиперреактивных тромбоцитов грозит инсультом

Оценка реактивности тромбоцитов может использоваться для выявления лиц, подверженных повышенному риску сердечно-­сосудистых событий. Такие выводы сделали американские исследователи из Центра профилактики сердечно-­сосудистых заболеваний им. Лангона при Нью-­Йоркском университете. Они опубликовали свою работу в августовском номере журнала Nature Communications.

О влиянии повышенной реактивности тромбоцитов на долгосрочный риск сердечно-­сосудистых событий и смертность известно уже более трех десятилетий, однако включать этот показатель в калькулятор риска технологически сложно. Гораздо проще получать информацию о гиперреактивности тромбоцитов с помощью генетического анализа. Тромбоциты являются безъядерными элементами, однако имеют транскриптом, который и влияет на их функцию. Исследователи сравнили транскриптомы тромбоцитов у пациентов с гиперреактивными и нормальными тромбоцитами и обнаружили группу генов, связанных с изменением фенотипа клеток.

Для разработки шкалы реактивности тромбоцитов (PRESS) врачи провели исследование с участием 254 пациентов с заболеванием периферических артерий. Всем им планировалось вмешательство по реваскуляризации сосудов нижних конечностей. Перед операцией измерялась агрегация тромбоцитов. Через 30 дней после вмешательства гиперреактивность тромбоцитов коррелировала с серьезными неблагоприятными событиями со стороны сердечно-­сосудистой системы и конечностей. Риск МАСЕ (смерть, инфаркт миокарда и инсульт) через 18 месяцев был также больше у пациентов с показателем PRESS, превышающим медиану, по сравнению с теми, у кого PRESS был ниже медианы (50,7% против 31,9%; HR 1,9; 95% ДИ, 1,07–3,36). При стратификации по терцилям риск МАСЕ соотносился как 54,3% в верхнем терциле к 28,3% в нижнем (HR 2,39; 95% ДИ, 1,15–4,98). Отношение рисков оставалось значительным даже после коррекции у больных уровней липидов и АД. Это свидетельствует о том, что PRESS может иметь клиническое значение (помимо высокого уровня липидов и АД).

Дальнейшие исследования будут направлены на изучение возможности применения нового метода на больших популяциях. Интересно определить, насколько будет меняться эффективность антитромбоцитарной терапии у пациентов с высоким PRESS в зависимости от возраста, артериального давления и наличия сахарного диабета.

Источник: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/39164233/

Польза от операций не доказана

Рутинное коронарное вмешательство при инфаркте миокарда без подъема сегмента ST у пожилых людей не увеличивает опасность, но и не снижает риск смерти от сердечно-­сосудистых причин по сравнению с медикаментозной терапией. Об этом говорят данные исследования SENIOR-RITA, проведенного учеными Университета Ньюкасла (Великобритания). Со своим сообщением они выступили на Европейском конгрессе кардиологов в Лондоне, а материалы исследования опубликованы в The New England Journal of Medicine.

В проспективном многоцентровом рандомизированном исследовании приняли участие 1518 пациентов (45% — женщины) в возрасте 75 лет и старше (средний возраст 82 года) с диагнозом «инфаркт миокарда без подъема сегмента ST». Из них 80% были ослаблены, у 60% наблюдались когнитивные нарушения. Все пациенты получали лечение в 48 медицинских центрах Великобритании. Пациенты были рандомизированы в соотношении 1:1 на медикаментозную терапию или инвазивное лечение, предусматривающее коронарографию с реваскуляризацией сосудов в сочетании с приемом лекарственных средств.

Комбинированное первичное событие (кардиоваскулярная смерть или нефатальный инфаркт миокарда) произошло у 193 пациентов (25,6%) в группе инвазивной терапии и у 201 пациента (26,3%) в группе консервативной терапии (ОР 0,94; 95% ДИ 0,77–1,14) в течение медианного периода наблюдения 4,1 года. Сердечно-­сосудистая смерть произошла у 15,8% пациентов в группе инвазивной терапии и у 14,2% пациентов в группе консервативной терапии (ОР 1,11; 95% ДИ 0,86–1,44). Нефатальный инфаркт миокарда возник у 11,7% в группе инвазивной терапии и у 15,0% в группе консервативной терапии (ОР 0,75; 95% ДИ 0,57–0,99). По данным исследователей, между группами не было значимых различий и в других показателях сосудистых поражений — инсульта, транзиторной ишемической атаки, госпитализации по поводу СН и кровотечения.

Комментируя результаты исследования, профессор интервенционной кардиологии в Университете НьюКасла Виджай Кунадиан (Vijay Kunadian) отметила, что исследование дает возможность пожилым пациентам с острым коронарным синдромом и их лечащим врачам принимать обоснованные решения в отношении инвазивных методов лечения. Инфаркт миокарда без подъема сегмента ST диагностируется после 70 лет более чем в половине случаев, и при отсутствии данных о преимуществе инвазивной стратегии было бы логичнее прибегать к медикаментозной терапии, которая снижает как пери-, так и постоперационные осложнения.

Источник: https://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMoa2407791

Подготовила Татьяна ШЕМШУР по материалам зарубежных источников