Здоров как бык
Автор Татьяна Кирсанова, нефролог, ревматолог
«Портрет джентльмена» из Берлинского государственного музея поражает не только своим великолепием, но и размерами изображенного на нем тосканского генерала Алессандро даль Борро. Картина была заказана самим даль Борро, который, гордясь и своей карьерой, и характером, и внешним видом, попросил, чтобы художник не стеснялся изобразить его крепкое телосложение. Сегодня эта работа ценится не только как шедевр живописи, но и как одно из самых ранних и честных изображений ожирения.
Автор неизвестен
На портрете, исполненном маслом на холсте размером 203 x 121 см, изображен очень полный мужчина, стоящий рядом с каменной колонной. У него густые рыжие волосы, двойной подбородок и круглые пухлые щеки. У его ног – знамя с гербом, предположительно принадлежащим семье Барберини.
До сих пор доподлинно не известно, кто автор картины. Одни источники приписывают ее французскому художнику эпохи барокко Шарлю Меллину (1597–1649), другие – итальянцу Андреа Сакки (1599–1661), третьи – великому испанцу Диего Веласкесу (1599–1660).
Дважды барон
Алессандро даль Борро родился в 1600 году в Ареццо, а умер, смертельно раненый, в 1656 году на Корфу. Даль Борро – известный тосканский генерал, одна из ярких исторических фигур XVII века – происходил из миланского аристократического рода. Известно, что он изучал математику и механику во Флорентийском университете и во время обучения не только достиг определенных успехов в точных науках, но и проявил талант к военному делу: он конструировал военные машины, которые потом были задействованы в боях. Собственно, эти способности и определили его будущее.
По окончании университета даль Борро отправился на военную службу – шла Тридцатилетняя война (с 1618-го по 1648 год), затронувшая всю Европу и направленная против господства Габсбургов. Алессандро сражался под командованием прославленного сиенского капитана Оттавио Пикколомини. Тот был отправлен в Германию самим Великим князем Козимо II Медичи, чтобы помочь императору Фердинанду II (зятю Козимо II). За многочисленные победы во время участия в Тридцатилетней войне даль Борро был удостоен сразу двух титулов «барон» (в награду давались земельные владения с оседлым населением и властью над подданными, и титулов могло быть несколько). Еще одной высокой наградой даль Борро было включение его в ряды богемской знати.
Позже Алессандро даль Борро участвовал во многих турецких военных кампаниях, получил прозвище Смерть турок, назначение командиром армии Великого Герцогства Тосканы и был удостоен титула «маркиз».
Диагноз по картине
Дворянин был известен своим большим весом. В то время это считалось символом статуса. Несмотря на наличие сразу нескольких признаков, предполагающих морбидное ожирение, относительно долгая активная жизнь даль Борро (56 лет) и смерть не от болезней, а от ранений свидетельствуют о неплохом состоянии его здоровья. Это сильно противоречит современным убеждениям о фатальных последствиях избыточного веса!
В 2018 году в состоянии здоровья этого джентльмена решило разобраться Итальянское общество эндокринологов. Были приблизительно оценены антропометрические характеристики мужчины на портрете: рост составил 168 см, объем талии > 130 см, а индекс массы тела (ИМТ) > 39 кг/м². Да, эти параметры свидетельствуют об ожирении, здесь не поспоришь. Но как так получилось, что ожирение не оставило губительного следа на генеральском здоровье, мало того – никак не мешало ему участвовать в боях?
Целая группа ученых начала расследование. Сам факт смерти от насильственных причин в немолодом по тем временам возрасте говорит о том, что у даль Борро не было поводов умереть иначе. Сахарного диабета 2-го типа у него не было – его жизнеописание позволяет полностью исключить этот диагноз. А вот небольшая гиперинсулинемия, видимо, все же была. Почему небольшая? Ученые объясняют это так. Как известно, инсулин – основной регулятор клеточного метаболизма, но, кроме того, он также является и фактором роста. Есть целый ряд проявлений этого эффекта, который в том числе, увы, обеспечивает селективное преимущество роста злокачественных клеток при воздействии инсулина. По этой причине все состояния гиперинсулинемии увеличивают риск развития рака. Однако свидетельства жизни генерала позволяют полностью исключить у него какую-либо злокачественную опухоль. А это дает возможность предположить лишь небольшую гиперинсулинемию, которой у такого «весомого» мужчины не могло не быть.
Скорее всего, вред от ожирения был «уравновешен» энергичными упражнениями и участием в сражениях. Он с легкостью перемещался под палящим солнцем, не страдал от болей в суставах и не имел прочих «прелестей» ожирения.
Посмотрев внимательно на портрет, мы можем увидеть толстые запястья. Как оказалось, это тоже отличный диагностический признак. В 2016 году были опубликованы результаты исследования, изучавшего взаимосвязь полноты запястий и различных протективных эффектов. Для этого исследования было отобрано больше 2 тысяч мужчин старше 30 лет. Оказалось, что увеличение окружности запястья даже на 1 см значимо уменьшало частоту сердечно-сосудистых патологий (р= 0,02 при 95% ДИ, ОШ 0,84 (0,72–0,98). В привычных нам цифрах: обхват запястья более 17,75 см связан с меньшим риском сердечно-сосудистых заболеваний.
В общем, смерив медицинским взглядом знаменитого джентльмена на знаменитом портрете, группа экспертов сделала вывод: этот улыбающийся розовощекий человек с толстыми руками был здоров как бык.
Не от болезни, а от ран
Еще одно подтверждение тому – последние годы жизни нашего героя. Из-за спора, который произошел между Барберини и Фарнезе, даль Борро был отозван во Флоренцию, быстро завоевал крепости Читта-делла-Пьеве и Кастильоне-дель-Лаго, разгромил Барберини в Монгиовино, захватил в плен армию генерала Марру. Через два года наш герой, уже в звании фельдмаршала, принял командование венецианскими войсками, быстро реорганизовал их, завоевал турецкие земли в Дарданеллах и отвоевал Эгину, Лемно и Тенедо.
Возвращался в Венецию даль Борро на одном-единственном корабле, в сопровождении жены и сына, которые всегда следовали за своим генералом. Около Корфу корабль атаковали три сарацинских судна… Алессандро был смертельно ранен… Его жена и сын чудом спаслись, хотя ранений избежать не удалось…
Вот так закончилась жизнь абсолютно здорового джентльмена с картины неизвестного художника.