НОВОСТИ ЭНДОКРИНОЛОГИИ

Разделение на фенотипы повышает эффективность снижения массы тела

Ожирение следует лечить с учетом фенотипа человека, который определяется на основании анализа крови. Об этом заявил директор программы по лечению ожирения в клинике Майо А. Акоста на виртуальной конференции 2021 г. Obesity Medicine Association. По его словам, потеря веса в этом случае может быть вдвое эффективнее, чем при следовании стандартным методикам. Чтобы выяснить и лечить непосредственную причину болезни, авторы исследования, возглавляемого А. Акостой, разработали новую классификацию ожирения, основанную на патофизиологических и поведенческих фенотипах. Ученые использовали различные методы, чтобы разделить 450 участников исследования (средний возраст 39 лет; 72% – женщины) на четыре фенотипа.

Первый из них – это «голодный мозг», второй – «голодный кишечник», третий – «эмоциональный голод» и четвертый – «медленное сжигание». После определения фенотипа 18% пациентов попали в когорту «голодного кишечника», 16% – в группу «голодный мозг» и по 12% – в когорты «эмоционального голода» и «медленного сжигания». Около 27% участников имели одновременно несколько фенотипов, а 15% – неизвестный фенотип. Через 12 месяцев 79% пациентов, отнесенных к различным фенотипам, потеряли более 10% массы тела по сравнению с 35% пациентов с неизвестным фенотипом.

По мнению исследователей, данные фенотипа могут быть использованы для выбора индивидуальных и наиболее эффективных схем терапии ожирения. А. Акоста отметил, что борьба с избыточной массой тела никогда не сводится к поиску «одной волшебной таблетки», которая работает для всех. Необходим выбор лучшего решения среди множества вариантов, включая изменение образа жизни, лекарства, хирургическое вмешательство. Чтобы усовершенствовать тестирование, а в первую очередь упростить деление пациентов на фенотипы, команда исследователей работает над выявлением соответствующего биомаркера в крови пациента.

Одобрен препарат для клеточной терапии СД 1‑го типа

Использование препарата донислецель (островковые клетки поджелудочной железы) дает пациенту с сахарным диабетом 1‑го типа больше шансов на благоприятный прогноз по сравнению с другими методами лечения. FDA одобрило этот препарат для пациентов, у которых достижение приемлемых уровней гликемии невозможно даже в условиях использования системы «искусственной поджелудочной железы». Информация об этом опубликована на сайте американского регулятора 15 апреля 2021 г. Терапия донислецелем предусматривает введение в портальную вену печени аллогенных клеток островков поджелудочной железы с последующей длительной иммуносупрессией. Вывод о преимуществе клеточной терапии был сделан на основании объединенных результатов отдельных испытаний донислеселя фазы 1, фазы 2 и фазы 3.

Комбинированный анализ включал 30 взрослых (24 женщины, средний возраст 45,6 лет) с сахарным диабетом 1‑го типа продолжительностью не менее 9 лет с момента постановки диагноза. Пациенты получили до трех трансплантатов целевой минимальной общей дозы в 10 тыс. эквивалентов островковых клеток/кг. Результаты показали, что 83,3% пациентов смогли отказаться от инсулина после лечения, а 63% пациентов достигли первичной конечной точки исследования – уровень HbA1c ≤6,5% через 1 год после последней трансплантации. FDA также отметило, что 16,7% пациентов в исследовании имели, по крайней мере, одно задокументированное тяжелое гипогликемическое событие в течение года после трансплантации донислецеля. Кроме того, американский регулятор обращает внимание на то, что 37% пациентов имели уровень HbA1c ≤7% перед первой трансплантацией.

Далеко не все ученые согласны с решением FDA. Несмот­ря на признание клинической ценности донислецеля, они выражают обеспокоенность из‑за потенциальных рисков, связанных с длительной иммуносупрессией и возможностью тяжелых гипогликемий. Ряд экспертов считают, что FDA должно потребовать постмаркетинговых исследований для мониторинга безопасности препарата. Так, программный директор отделения диабета, эндокринологии и метаболических заболеваний Национального института болезней органов пищеварения и почек Эллен В. Лешек подчеркивает, что слишком у многих пациентов риск клеточной терапии будет выше возможных преимуществ.

Разработана шкала оценки риска поражений нижних конечностей при СД2

В проведении более точной оценки риска серьезных поражений нижних конечностей у пациентов с сахарным диабетом 2‑го типа могут помочь данные ретроспективного исследования EXSCEL, проведенного медицинскими университетами США. Они опубликованы в журнале Diabetic Medicine и предназначены для выявления пациентов с СД 2‑го типа без предшествующих заболеваний периферических артерий в анамнезе. Исследователи проанализировали данные ретроспективного рандомизированного плацебо‑контролируемого исследования EXSCEL, где оценивался прогноз осложнений в нижних конечностях при сахарном диабете 2‑го типа при приеме эксенатида.

В исследовании приняли участие 14 752 пациентов с сахарным диабетом 2‑го типа и уровнем HbA1c от 6,5 до 10%. Основные неблагоприятные события включали нетравматическую ампутацию, гангрену и реваскуляризацию нижних конечностей.

В прогностической модели исследования риск серьезных неблагоприятных событий в нижних конечностях был повышен у пациентов с заболеваниями периферических артерий (ОР = 4,83), предшествующей язвой стопы (ОР = 2,16), предшествующей ампутацией (ОР = 2;), ИБС (ОР = 1,67) и цереброваскулярными заболеваниями (ОР = 1,41). Более высокий риск серьезных нежелательных явлений имели курильщики (ОР = 2), пациенты на инсулине (ОР = 1,86) и мужчины (ОР = 1,64). К числу других факторов, достоверно связанных с основными неблагоприятными событиями в конечностях, относились цереброваскулярные заболевания, курение в прошлом, возраст, гликированный гемоглобин, расовая принадлежность и нейропатия.

Используя прогностическую модель, исследователи создали шкалу риска с максимально возможной суммой 96 баллов. Пациенты, набравшие 40 баллов или меньше, имели 0,8% или низкие риски возникновения серьезных неблагоприятных событий в конечностях в течение 3 лет. Вероятность осложнений увеличивалась до 11,8% при 65–69 баллах и до 64,5% при 85–89 баллах. Использование такой шкалы позволяет предупредить неблагоприятные события не только у пациентов с поражением периферических сосудов в анамнезе, но и у больных без диабетической ангиопатии.

Предложен пероральный препарат, дополняющий действие инсулина

Экспериментальному пероральному активатору глюкокиназы TTP399 FDA присвоен статус «прорывной терапии». Информация об этом размещена на сайте FDA. Препарат компании Therapeutics inc рекомендуется в качестве дополнения к инсулину для тех пациентов с диабетом 1‑го типа, которые не достигают приемлемого гликемического контроля и остаются в группе риска по кетоацидозу и инсулин‑индуцированной гипогликемии.

Успешность использования TTP399 подтверждена результатами многоцентрового рандомизированного двойного слепого адаптивного исследования SimpliciT‑1 фазы 1b/2 с участием 85 взрослых с СД1. Исследователи использовали два статистических подхода для оценки эффекта TTP399 в дозе 800 мг.

Первичный статистический анализ оценивал влияние препарата на HbA1c независимо от приверженности лечению или заметных изменений в дозах инсулина. Согласно первичному статистическому анализу, исследование достигло своей основной цели, продемонстрировав снижение HbA1c при приеме TTP399 по сравнению с плацебо на 12‑й неделе.

Чтобы исключить возможность того, что уменьшение HbA1c было вызвано введением избыточного инсулина, исследователи провели повторную оценку. Она показала, что у участников, получавших плацебо, наблюдалось повышение HbA1c на 0,11 процентных пункта, а те, кто получал TTP399, достигли снижения HbA1c на 0,32 процентных пункта. При этом даже такое большее снижение HbA1c в случае применения TTP399 коррелировало с уменьшением частоты тяжелой или симптоматической гипогликемии на 40%. Эти данные, считают авторы исследования, позволяют рекомендовать TTP399 как дополнительную терапию для лечения диабета 1‑го типа. Компания Therapeutics inc уже заявила о начале исследования влияния TTP399 на кетоацидоз в период отмены инсулина у лиц с диабетом 1‑го типа.

подготовила Татьяна Шемшур по материалам зарубежных источников