НОВОСТИ ЭНДОКРИНОЛОГИИ

Исход Covid-19 зависит от класса принимаемых лекарств от СД2

Использование пациентами с СД2 агониста рецептора глюкагоноподобного пептида‑1 (арГПП‑1) и ингибитора натрий‑глюкозного котранспортера‑2 (иНГЛТ‑2) коррелировало с более низкой 60‑дневной смертностью от Covid‑19, по сравнению с использованием ингибиторов дипептидилпептидазы‑4 (иДПП‑4). Такой вывод сделали авторы исследования из Университета Северной Каролины в Чапел‑Хилл. Результаты своей работы они опубликовали в июньском номере журнала Diabetes Care.

Исследователи проанализировали данные наблюдений за 12 446 взрослыми (53,4% женщин, средний возраст 58,6 лет), инфицированными SARS‑CoV‑2. Информация была взята из Национальной многоцентровой лонгитюдной когорты США (N3C), критерием отбора стало наличие рецептов (назначений) на арГПП‑1, иНГЛТ‑2 и иДПП‑4.

Первичной конечной точкой была 60‑дневная смертность с момента положительного результата теста на SARS‑CoV‑2. Вторичные исходы включали общую летальность в течение периода наблюдения и перевод пациента на ИВЛ в отделении неотложной помощи.

Результаты исследования свидетельствовали о том, что у пациентов, использовавших арГПП‑1 и иНГЛТ‑2, 60‑дневная смертность составляла, соответственно, 2,06% и 2,32%, тогда как при использовании иДПП‑4 она была выше – 5,67%. Точно так же у пациентов, принимавших арГПП‑1 и иНГЛТ‑2, имело место снижение общей смертности и числа госпитализаций в отделение интенсивной терапии.

Правда, комментируя результаты исследования, его авторы заявляют о возможной погрешности полученных данных. В первую очередь потому, что пациенты, принимавшие иДПП‑4, были старше и отличались худшим здоровьем, чем пациенты, принимавшие арГПП‑1 и иНГЛТ‑2. В связи с этим необходимо дальнейшее изучение проблемы.

Новые рекомендации ADA по СД1 учтут запросы пациента

Американская диабетическая ассоциация (ADA) предлагает к обсуждению проект новых рекомендаций по управлению сахарным диабетом 1‑го типа. Документ размещен на сайте ADA. Красной нитью в предложениях экспертов прослеживается тенденция последних лет – она заключается в учете запросов пациентов как при определении целевых показателей глюкозы, так и при назначении терапии.

Проект рекомендаций вносит некоторые изменения в диагностику СД1. Его авторы отмечают, что при постановке диагноза необходимо учитывать большее число диагностических критериев, причем не изолированно, а в совокупности. Следует принимать во внимание не только классическую триаду СД1, но и наличие аутоантител к островковым клеткам, С‑пептида, избыточную массу тела и возраст пациента. Более 40% людей, у которых развивается СД1 после 30 лет, изначально рассматриваются как пациенты с СД2, отмечают авторы проекта.

В рекомендациях оговариваются возможности использования непрерывного мониторинга глюкозы для поддержания нормальных значений гликированного гемоглобина (<7,0) при отсутствии риска гипогликемии. При этом подчеркивается, что решение об установке системы НМГ должно приниматься пациентом и учитывать его предпочтения. Дело в том, что некоторые больные уже привыкли и считают достаточным измерять уровень глюкозы несколько раз в день. Другие (часто подростки, беременные), напротив, готовы использовать современные возможности для контроля гликемии, в том числе оценить преимущества гибридной помповой системы с замкнутым контуром.

По мнению членов ADA, терапия пациентов с СД2 вышла на очень высокий уровень, тогда как в случае с СД1 потенциал возможностей диагностики и лечения далеко не исчерпан. Как отметила директор клинических программ диабета Университета Южной Калифорнии проф. Энн Петерс (Anne L. Peters), новые положения были разработаны в ходе научных сессий ADA и служат лишь предварительной версией будущих рекомендаций. В окончательном виде они будут представлены осенью этого года на заседании Европейской ассоциации по изучению диабета (EASD).

FDA одобрило первый биоаналог инсулина

Первый взаимозаменяемый биоаналог, или биосимиляр инсулина – Semglee (Mylan Pharmaceuticals), разрешен к применению на территории США. Информация об этом появилась на сайте Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA). Semglee показан взрослым и детям с диабетом 1‑го типа и взрослым с диабетом 2‑го типа.

Semglee был первоначально одобрен в июне 2020 года как биоаналог гларгина, теперь после утверждения FDA он получил категорию «взаимозаменяемого биоаналога». Это означает, что препарат не имеет клинически значимых отличий от эталонного продукта и возможна взаимозамена препаратов без предписания врача. Утверждение Semglee в качестве взаимозаменяемого биосимиляра стало возможным после предоставления его производителем дополнительных данных по безопасности и эффективности препарата, идентичных гларгину.

Semglee выпускается во флаконах по 10 мл и предварительно заполненных ручках по 3 мл и вводится подкожно один раз в день в соответствии с индивидуальными дозировками. К наиболее частым побочным эффектам препарата относятся гипогликемия, отеки, липодистрофия, увеличение веса и аллергические реакции.

Использование биоаналогов и взаимозаменяемых биоаналогов инсулина помогает снизить затраты на здравоохранение. В США цены на биосимиляры обычно на 15–35% ниже, чем на эталонные продукты. FDA выпустило для медицинских работников информационный бюллетень о взаимозаменяемых биоподобных продуктах с научными и нормативными рекомендациями, необходимыми для вывода на рынок безопасных и эффективных биосимиляров.

Подготовила Татьяна Шемшур по материалам зарубежных источников