Успевая за временем

В условиях постоянного обновления и расширения и без того огромного массива медицинской информации приходится предпринимать огромные усилия, в том числе и реформируя образовательную систему, для того чтобы выпускники медицинских вузов, а также врачи, повышающие квалификацию, покидали альма‑матер, имея в багаже актуальные знания и умения. О том, как уместить в ограниченные временные рамки весь необходимый для изучения материал, обозревателю «Парадигмы» Татьяне Шемшур рассказала заведующая кафедрой эндокринологии ИКМ им. Н.В. Склифосовского Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член‑корреспондент РАН, профессор, д.м.н. Нина Александровна ПЕТУНИНА.

– Нина Александровна, позволяет ли современная программа обучения подготовить квалифицированных эндокринологов, готовых вести прием?

– Обучение в рамках специалитета готовит врачей общей практики. Подготовка квалифицированного эндокринолога – задача клинической ординатуры. Наш коллектив имеет большой опыт во всех формах обучения: специалитет, дополнительное профессиональное образование, клиническая ординатура, аспирантура. Наше интервью проходит в год 30‑летия кафедры эндокринологии, однако педагогический стаж некоторых наших сотрудников кратно больше. Я, например, занимаюсь педагогической работой с конца 80‑х годов, когда занимала должность ассистента кафедры эндокринологии ММСИ им. Н.А. Семашко. В 1991 году наш коллектив, созданный профессором М.И. Балаболкиным в 1977‑м, перешел на работу в ММА им. И.М. Сеченова на ФППО.

Рассказывая о работе кафедры, мне хочется подчеркнуть ее уникальность. Ведь мы занимаемся и дополнительным профессиональным образованием врачей, и подготовкой студентов в рамках специалитета. К нам на кафедру приходят студенты 3–6 курсов для освоения специальности «эндокринология».

– То есть в университете есть возможность «специализироваться» начиная с 3‑го курса? Это прекрасно, учитывая то, что теперь выпускники медвуза сразу же после его окончания получают диплом и имеют право работать врачами. Но как дополнительные занятия удается вместить в и без того довольно плотную программу обучения?

– Конечно, мы всегда бьемся за дополнительные часы и обсуждаем вопрос, достаточно ли времени, чтобы успеть преподать весь материал по предмету в соответствии с программой. Действительно, получая диплом, выпускник получает и право на самостоятельную работу, поэтому за 6 лет обучения он должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Практико‑ориентированность и индивидуальная траектория обучения – принципы образовательного процесса в Сеченовском университете. У нас организованы особые формы занятий, которые мы используем при работе со студентами, выбирающими эндокринологию в качестве будущей специальности. Уже на третьем курсе мы предлагаем им так называемые дисциплины по выбору (ДВ) – занятия, задача которых привлечь внимание студентов к нашей специальности и дать им знания, которые будут полезны врачу любой клинической дисциплины. В частности, эти программы рассматривают вопросы профилактики распространенных эндокринопатий – ожирения, сахарного диабета 2‑го типа, йоддефицитных состояний, остеопороза. Для студентов старших курсов предложены такие дисциплины, как «Сахарный диабет и синдром диабетической стопы», «Аутоиммунные заболевания щитовидной железы и эндокринная офтальмопатия».

Помимо основных рабочих программ, студенческих научных кружков, ДВ, мы организуем и мастер‑классы, занятия в школах мастерства и профессионального роста.

Практико-ориентированность и индивидуальная траектория обучения – принципы образовательного процесса в Сеченовском университете. У нас организованы особые формы занятий, которые мы используем при работе со студентами, выбирающими эндокринологию в качестве будущей специальности

– Расскажите подробнее об этих школах.

– Школа мастерства – это возможность погрузиться в избранную специальность, работая рука об руку с ведущими преподавателями кафедры. Наша Школа мастерства посвящена теме «Ожирение и диабет – новые приоритеты». На занятиях в клинике студентам предоставляется возможность поработать с трудным пациентом, когда диагноз не так прост в рамках дифференциальной диагностики, ознакомиться с орфанными эндокринными заболеваниями. Школа мастерства очень востребована. Отбор ведется на конкурсной основе, и он бывает достаточно жестким. В этом году на 15 мест претендовало 50 студентов. С 2018 года кафедра участвует в проекте «Школа профессионального роста» по направлению «Эндокринные заболевания в практике врача первичного звена здравоохранения». Таким образом мы пытаемся повысить уровень профессиональной подготовки будущих врачей, которые должны работать в современной системе амбулаторно‑поликлинической и стационарной медицинской сети столичного здравоохранения.

Обучение в Школе профессионального роста позволяет расширить знания и практические навыки в отношении основных социально значимых заболеваний – сахарного диабета, патологии щитовидной железы. Во время практики студент должен освоить комплекс приемов диагностики, дифференциальной диагностики, ознакомиться с существующими методами лечения.

Таким образом, возможностей для освоения специальности в нашем вузе много, было бы желание. Учебные программы персонифицированы, и в этих условиях студент, безусловно, может не только осознанно выбрать род будущих занятий, но и получить самые разнообразные клинические навыки. В процессе занятий мы видим, как наши ребята набирают «профессиональный вес», многие из них в последующем поступают в ординатуру на кафедру, выбирая специальность «эндокринология».

– Давайте поговорим про контроль знаний. Может ли выпускник вуза, прослушавший курс эндокринологии в рамках специальности «терапия», лечить пациентов в поликлинике, где добрая их половина имеет эндокринные заболевания?

– Мне кажется, что эндокринология имеет слишком большое значение, чтобы ее рассматривать как одну из терапевтических дисциплин. Поэтому недаром в середине–конце 70‑х годов эндокринология была выведена в отдельный курс, когда активно создавались кафедры эндокринологии в медицинских институтах. Это принципиально важно.

Действительно, усвоение материала, каким бы мотивированным ни был студент, требует постоянного контроля. Это очень важный фактор, поскольку проверка знаний лишний раз заставляет студента осмыслить материал, дать конкретный ответ на конкретный вопрос. Таким образом мы видим, насколько глубоко учащиеся усвоили предмет, какие темы следовало бы рассмотреть более детально, в чем наши возможные упущения.

Когда я начинала работать, после освоения курса по эндокринологии был дифференцированный зачет, то есть зачет с оценкой. Сейчас этого нет. И вот к этой практике хотелось бы вернуться. Мы надеемся, что в нашем университете эта инициатива будет поддержана.

– Как вы взаимодействуете с зарубежными коллегами?

– Сеченовский университет имеет широкие контакты в рамках мирового образовательного и научного пространства. В университете сейчас работает много иностранных специалистов. Это ученые с мировым именем, лидеры в своих направлениях. Они проводят мастер‑классы, читают лекции, ведут семинары. Это уникальная возможность учиться не только для студентов, но и для преподавателей вуза.

Зачастую преподаватели получают через нашу корпоративную почту предложения посетить тот или иной курс, который читает иностранный профессор. При этом список обсуждаемых вопросов достаточно велик, и всегда можно выбрать темы, которые позволят развить таланты и возможности для самореализации.

– Преподавание ведется на английском языке? Насколько он необходим для практикующего врача?

– Научное пространство интернационально. Особенно для тех, кто занимается наукой и педагогикой, знание английского языка – это непременное условие. В нашем университете обучается большое количество иностранных студентов, для которых преподавание ведется на английском языке. Для преподавателей, чей уровень знания языка недостаточен, предлагаются обучающие программы. В целом знание языка – дополнительный бонус и для врача, который должен быть в курсе новых рекомендаций, результатов клинических исследований. А первые публикации об этом выходят как раз на английском и, как правило, издаются в авторитетных англоязычных научных журналах.

Кроме того, для студентов и аспирантов, желающих связать свою жизнь с наукой, принципиальное значение имеет возможность опубликовать результаты собственных исследований в англоязычных журналах. В нашем университете есть возможность получить помощь в подготовке таких статей. Помогают в этом отношении и все преподаватели. Проректор по науке, курирующий эту работу, находит время встретиться с каждым аспирантом, оценить план научной работы, внести соответствующие коррективы.

Вот даже сейчас, когда я открываю корпоративную почту, вижу информацию на кафедральном блоке о курсе профессора Хуго Самера на тему «Методология научных исследований: как написать статью и опубликовать ее в международном лицензированном журнале».

В нашем университете обучается большое количество иностранных студентов, для которых преподавание ведется на английском языке. Для преподавателей, чей уровень знания языка недостаточен, предлагаются обучающие программы. В целом знание языка – дополнительный бонус и для врача, который должен быть в курсе новых рекомендаций, результатов клинических исследований

– Какие требования предъявляются у вас к преподавателям, учитывая, что они ведут занятия и для практикующих врачей? Насколько они успевают следить за новыми научными данными, клиническими рекомендациями?

– К тем, кто хочет сейчас работать на кафедре, предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны не только хорошо владеть своей специальностью на практике, но и быть в курсе научных новостей, новых клинических рекомендаций. Кафедра принимала активное участие в создании тестовых заданий и кейсов для первичной специализированной аккредитации. Это большая работа и большая ответственность. И естественно, нужно быть постоянно в курсе событий для регулярного обновления созданных контрольных материалов. Быть на высоте преподавателю не просто, поэтому работают на кафедре очень мотивированные люди.

– Как вы считаете, важно ли преподавателю быть практикующим врачом?

– Вы подняли очень важный вопрос, потому что преподавать клиническую специальность в отрыве от лечебной работы невозможно. При этом роль кафедры всегда была ключевой в лечебном процессе. Наши преподаватели постоянно курируют работу клинических ординаторов, делают обходы в палатах, ведут клинико‑экспертную работу, активно участвуют в работе отделений. Во многих городских клинических больницах, где имеются кафедры вуза, уже организованы университетские клиники.

Следует отметить, что наша кафедра длительно, на протяжении многих лет, с начала 80‑х годов прош­лого века, имеет в качестве клинической базы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова. Поэтому нам гораздо проще выстраивать партнерские отношения. Более того, кад­ровый потенциал эндокринологических отделений больницы – это в основном наши воспитанники, те, кого мы вырастили и которые оставались работать в клинике. Поэтому сотрудники больницы и кафед­ры – это коллектив единомышленников, нацеленных на повышение качества оказания помощи пациентам с различной эндокринной патологией. Эти традиции мы привносим и в работу второй клинической базы – ЦКБ МВД. Благодаря тому, что наши сотрудники ведут в клиниках пациентов, они имеют возможность отбирать интересные клинические случаи и устраивать клинические разборы для врачей, приходящих на переподготовку или повышение квалификации.

– Какие программы дополнительного профессионального образования предлагает кафедра?

– Если говорить о повышении квалификации, то каждый врач может самостоятельно выбрать интересующую его программу. От объема материала будет зависеть и продолжительность обучения. Максимум на сегодняшний день для повышения квалификации – 144 часа, при этом программа включает различные разделы эндокринологии. Для более узкой подготовки по какой‑то небольшой теме, например ожирение, цикл ПК может составлять и 18, и 36 часов. На сегодняшний день примеры таких программ – это «Заболевания гипоталамо‑гипофизарной системы», «Аутоиммунные заболевания щитовидной железы и эндокринная офтальмопатия». Программы повышения квалификации аккредитованы и представлены на портале НМО Минздрава России. Кафедра также проводит обучение в рамках первичной переподготовки. Используются традиционные и дистанционные образовательные технологии.

В системе дополнительного образования 14 марта 2018 года утвержден профессиональный стандарт «врач‑эндокринолог». За этим последовали разработка и утверждение программ в соответствии с новым профессиональным стандартом, включая программы, используемые для системы НМО.

– Хорошо известно, что большинство пациентов поликлинического терапевта – это люди с эндокринными патологиями. Может ли терапевт квалифицированно вести эндокринологических коморбидных больных? На каком этапе он должен передать пациента врачу‑специалисту?

– Очень большой блок вопросов возникает, когда речь идет о коморбидных пациентах. Надо сказать, что у нас не так много эндокринологов в поликлиническом звене, и они не могут справиться с большим потоком пациентов. А как правило, первый врач, к которому попадают эти пациенты, – именно терапевт или врач общей практики. И терапевт просто обязан знать, как вести пациентов с сахарным диабетом 2‑го типа, больных с гипотиреозом.

Соответствующая подготовка терапевтов вполне возможна в рамках системы дополнительного профессионального образования. Тем более что сейчас коммуникации внутри вуза, как между кафедрами, так и между преподавателями, стали более тесными. Например, недавно наш коллектив был приглашен для проведения курса лекций врачам общей практики по вопросам эндокринологии.

Мы с удовольствием обучаем врачей‑терапевтов даже в тех случаях, когда они приходят не к нам на кафедру, а например, на кафедру поликлинической терапии. Мы более детально прорабатываем вопросы, посвященные коморбидности, дифференциальной диагностике и лечению пациентов с сочетанными эндокринными патологиями. Обучение врачей смежных специальностей вопросам эндокринологии – важное направление деятельности нашего коллектива.

У нас не так много эндокринологов в поликлиническом звене, и они не могут справиться с большим потоком пациентов. А как правило, первый врач, к которому попадают эти пациенты, – именно терапевт или врач общей практики. И терапевт просто обязан знать, как вести пациентов с сахарным диабетом 2-го типа, больных с гипотиреозом

– Пандемия Covid‑19 продемонстрировала всем нам преимущества дистанционных технологий, в том числе в сфере образования. Как вы относитесь к онлайн‑образованию? Каковы его плюсы и минусы?

– Сейчас, конечно, уже невозможно обойтись без дистанционного обучения. Но и раньше, до пандемии, мы активно пользовались этой формой. На протяжении целого ряда лет мы записывали и выкладывали на образовательные порталы для врачей лекции, мастер‑классы, разборы клинических случаев и т. д. Мы использовали эти формы дополнительно, то есть врач, приходивший на цикл, получал доступ ко всем материалам и разработкам. Этот опыт сделал практически безболезненным переход на онлайн‑формат, потребовавшийся в связи с пандемией. Хотя, скажу честно, я считаю, что совсем уходить от очного обучения нельзя. В медицине никогда не было заочной формы обучения. Ну, а о ведении больного и говорить нечего – врач должен видеть пациента, говорить с ним, оценить клинический статус, чтобы поставить правильный диагноз.

Тем не менее, бесспорно, в дистанционных образовательных технологиях множество плюсов. Стажирующимся специалистам зачастую не требуется очного присутствия, когда необходимо сдать тесты, прослушать лекции, поучаствовать в вебинарах. Так что дистанционная форма, хотя и в ограниченном формате, это все‑таки благо.

– А как оценивают врачи дистанционное обучение? Есть ли у вас обратная связь?

– Есть. Мы организовали опрос врачей Центрального федерального округа по поводу дистанционного обучения, для чего разработали соответствующую анкету. После обработки полученного материала мы пришли, в общем, к ожидаемому результату. Большинство врачей высказались за смешанные формы образования – и очные, и дистанционные. Когда идет речь о лекциях, видеоматериалах, специалисты отдают предпочтение онлайн‑формату, если же требуется работа с пациентами, необходима практика и очное присутствие.

Анализируя данные, мы создали некий портрет специалиста, предпочитающего ту или иную форму обучения. Оказалось, что решающее значение имеет возраст. Более молодое поколение врачей – технически более продвинутые пользователи и, может быть, ментально уже привыкшие к такому способу получения информации – чаще выступает за дистанционное обучение. Врачи старшего возраста, воспитанные в традиционном духе, отвечают, что им необходим только очный формат, что информацию «с экрана» они не воспринимают.

Наверное, как и во многих случаях, нужна золотая середина. Мне представляется, что объективная реальность нас к этому ведет.

– Неотъемлемая часть системы дистанционного обучения Сеченовского университета – собственный образовательный портал. Как врачу получить доступ к ресурсу?

– Действительно, создан и успешно функционирует Единый образовательный портал Сеченовского университета dl.sechenov.ru для студентов, ординаторов, аспирантов и do.sechenov.ru – для врачей, получающих у нас дополнительное образование. Кроме того, у нас работает Межвузовская площадка электронного медицинского образования Sechenov Online, на которой представлены массовые онлайн‑курсы университета. Специалисты, которые приходят к нам на переподготовку или повышение квалификации, сразу же получают доступ к порталу. Там можно увидеть всю необходимую информацию в различных форматах (лекции, статьи, тесты). Это дает возможность врачу проверить свои знания и подготовиться к аккредитации в индивидуальном режиме.

И конечно, портал – это динамично развивающаяся структура. Мы все время обновляем информацию, постоянно добавляем туда новую и удаляем устаревшую. Динамично меняющаяся образовательная среда – как и сама наша жизнь.