«ПОДКУПАЮЩАЯ ЧИСТОТА ЧУВСТВ…»

Далеко не всегда у нас есть возможность не только идентифицировать вероятную причину заболевания интересующего нас персонажа картины, но и проследить от начала до конца процесс создания цельного образа главного героя, болезнь которого является чуть ли не ведущим визуальным акцентом художественного произведения. Но великий русский живописец и рисовальщик Илья Ефимович Репин дает нам этот редкий шанс. Внимательно изучая историю создания картины «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883), просматривая эскизы и наброски художника, мы наблюдаем эволюцию образа центрального персонажа, можем видеть, какие черты он приобрел в процессе осмысления произведения художником. По мнению некоторых современников Репина, своим «Крестным ходом» художник поставил диагноз обществу того времени. Мы же сосредоточимся на том, чтобы поставить диагноз центральному персонажу картины – горбатому юноше…

Татьяна Кирсанова, нефролог, ревматолог, к.м.н.

В ПОИСКАХ ГЕРОЯ

Вернувшись на родину после «пенсионерской поездки», которая длилась три года (с 1873‑го по 1876 год), художник поселился в своем родном Чугуеве. Здесь, в небольшом городке под Харьковом, сказочная ностальгия по Родине, олицетворенная полотном «Садко», написанным в Париже (кстати, именно за эту работу Репину присвоили звание академика живописи), трансформировалась в желание создать картину глубокого социального содержания. Так возник сюжет о крестном ходе. В 1876 году художник пишет первый вариант полотна – «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (картина так и останется не законченной вплоть до 1924 года, когда Репин, наконец, завершает работу). В 1877 году художник приступает ко второму, совершенно иному по содержанию изображению крестного хода – и именно он считается первоначальным вариантом картины «Крестный ход в Курской губернии». Кстати, в качестве героев картины выступают жители Чугуева, выхваченные острым глазом художника с улиц и площадей городка и помещенные на холст. И уже на этом полотне присутствует персонаж, который двигается как будто мимо крестного хода, мимо толпы, оставаясь в стороне от основных событий.

В процессе работы над следующими вариантами картины (той, что полностью бы воплотила идею художника) персонаж меняется, трансформируется: он то с черной, то с седой бородой, то с посохом, то без него. По всей видимости, Репину требовался некий герой, который был бы одновременно и внутри процессии, и обособлен от нее. Вводя в структуру своего полотна носителя какой‑то другой точки зрения, Репин по сути создает персонаж литературного романа.

Первые эскизы «Крестного хода в Курской губернии» были гротескны, но постепенно Репин смягчает шаржированность изображения действующих лиц во главе с протодиаконом. Итог – целостный образ провинциального русского общества.

Да, манера изображения персонажей картины меняется, но образ отделенного от людской массы участника события остается для художника «незавершенным» вплоть до момента, когда в монастыре в Хотькове, рядом с Абрамцево, где летом 1880 года жил Репин, он встречает юношу‑горбуна… Здесь и начинается путь от вымышленного персонажа к реальному – центральному образу картины.

До нас дошли шесть изображений горбуна, выполненные в 1880–1882 годах. Образ горбуна увлек Репина, по мере работы над ним постепенно вырисовывался лирический герой, униженный и покалеченный жизнью, но сохранивший благородство и человеческое достоинство, страстно ищущий чуда, исцеления и справедливости. Горбун стал противопоставлением невежественному народу, единственным персонажем, в чьем движении заключен глубокий смысл. Именно его одухотворенностью пульсирует картина, а беспорядочное нестройное бесцельное шествие разношерстной толпы только подчеркивает цельность стремления юноши.

Горбун занимает в композиции ключевое положение. Опираясь на костыль, он стремится вперед… Но палка сельского старосты преграждает ему путь. Именно преграда на пути к цели бедному и больному человеку в угоду богато одетым господам, которым попасть к иконе нужнее, и делает сюжетную линию особенно яркой, трагичной, подчеркивает ее глубокий социальный подтекст.

Первые эскизы «Крестного хода в Курской губернии» были гротескны, но постепенно Репин смягчает шаржированность изображения действующих лиц во главе с протодиаконом. Итог – целостный образ провинциального русского общества

ОЧЕВИДНЫЙ ДИАГНОЗ

Собственно, поставить диагноз горбуну не сложно. По всем эскизам можно сделать вывод о деформации гиббуса, которая характеризуется передним коллапсом одного или нескольких тел позвонков, что приводит к выраженному кифозу – горбу. Такие деформации обычно возникают в результате инфекций позвоночника и традиционно связаны с туберкулезом. Другие причины включают синдром Гурлера, кретинизм и некоторые иные врожденные заболевания, в том числе и ахондроплазию. Но все же фенотипических признаков этих болезней у героя нет, а посему самой очевидной причиной возникновения горба видится туберкулез позвоночника или болезнь Потта – туберкулезный артрит межпозвонковых суставов с развитием продуктивного воспаления, зонами казеозного некроза и, как следствие, деструкцией тел позвонков и их деформацией.

РОМАНТИЗИРОВАННЫЙ НЕДУГ

От этюда к этюду герой эволюционирует, развивается, оживает… В акварельном этюде Репина, датированном 1880 годом, изображен обреченный и безразличный горбун, сидящий с костылем в руке. В этюде, выполненном масляными крас­ками в 1881 году, в лице горбуна уже появилась некая одухотворенность, осмысленность. Интересно, что этот эффект достигнут художником прежде всего за счет легкого румянца и изменения положения головы – герой становится более живым, динамичным…

От этюда к этюду происходит и некая романтизация героя, которая совсем не случайна и имеет под собой явные исторические корни. Дело в том, что в 19‑м столетии туберкулез все еще был окутан романтическим флером. Коварное заболевание не обезображивало, легкий румянец и блеск в глазах, отрешенный взгляд, «хрупкость» истощенного силуэта задавали новые стандарты красоты. Болезнь воспевали и любовались ею – и не только писатели и художники, но и сами врачи. Даже название болезни «чахотка» происходило от романтического представления об увядании, угасании жизни.

Романтизм, к которому тяготел Репин, позволял трактовать болезнь не как ограничение, дефицит или недостаток, напротив, это была закономерная часть бытия и способ познания жизни. Романтизм эстетизировал болезнь и смерть, придавал им некую философскую ценность. Весь XIX и начало XX века стали эпохой чахотки. Ежегодно умирали десятки тысяч людей, а сотни тысяч теряли способность работать. Чахотка поражала прежде всего молодых людей, она была в то время самой частой причиной их смерти в возрасте 15–30 лет.

И все же чахотка не свирепствовала, как другие инфекции вроде чумы и холеры, не выкашивала в одночасье целые города. Болезнь протекала медленно, от момента заражения до первых симптомов могли пройти годы. Это давало больному и время подготовиться к неизбежному концу, и надежду на исцеление. Эта болезнь считалась своего рода ценой, которую приходилось платить человеку за его уникальность. И обезображивание силуэта горбом не помешало вознести на пьедестал именно чахотку как признак исключительности и возвышенности личности. По‑видимому, именно болезнь и помогла Репину создать своего персонажа в полной мере. Кстати, болезнью Потта страдал и другой известный горбун начала XIX века – горбун из Нотр‑Дама. По сути, только чахотка могла быть болезнью просветленных.

С точки зрения христианства, болезни преследуют человека после изгнания из рая как наказание господне, выздоровление же означает прощение грехов. Человек должен искупить вину перед богом и заслужить прощение через покаяние, паломничество, крестный ход, поклонение святым. По‑видимому, горбун Репина единственный из всех персонажей картины точно осознает (понимает) суть происходящего. Он на пути к спасению и в то же время он никогда не обретет это спасение. Визуальным образом тщетности попыток является палка, которой мужик из оцепления загораживает путь горбуну, не давая ему оказаться впереди процессии перед чудотворной иконой. И конечно, нам, современным врачам, ясно, что такая деформация позвоночника не может быть обратимой. Кроме того, искривление грудной клетки создает дополнительную рестрикцию легочной ткани, что только усугубляет дыхательную недостаточность. Горбун розовощек, ему явно тяжело дается поход за исцелением.

Романтизм, к которому тяготел Репин, позволял трактовать болезнь не как ограничение, дефицит или недостаток, напротив, это была закономерная часть бытия и способ познания жизни. Романтизм эстетизировал болезнь и смерть, придавал им некую философскую ценность

…Иосиф Бродский так писал про горбуна: «На фоне… многоликой людской массы особенно выделяется образ хромого горбуна; его высокие человеческие качества еще более остро воспринимаются в контрасте с ханжеским, пошлым миром корыстолюбцев. <…> Горбун написан Репиным с большим сочувствием, сердечностью, полон душевного обаяния. <…> Движимый верой в чудо, он жадно рвется к святыне. Во всем его движении, в жесте откинутой руки, в поэтически мечтательном лице выражены страстная целеустремленность, подкупающая чистота чувств».

ОТ «ЧАХОТКИ» К «ТУБЕРКУЛЕЗУ»

Иоганн Лукас Шенлейн

Термин «туберкулез» принадлежит Иоганну Лукасу Шенлейну. В 1834 году он назвал похожие на узелки патологические образования в легких туберкулами. Этот термин долгое время не приживался. Шенлейну не удалось установить причину болезни. Лишь в 1882 году, а именно в этот год Репин активно работал над полотном «Крестный ход в Курской губернии», Роберт Кох обнаружил возбудителя болезни, и новый термин «туберкулез» постепенно стал вытеснять старый – «чахотка».

БОЛЕЗНЬ ПОТТА

Сэр Персивалл Потт

Болезнь Потта, названная в честь британского хирурга Персивалла Потта, который впервые описал характерное искривление позвоночника у больных туберкулезом в конце XVIII века, представляет собой своего рода туберкулезный артрит межпозвонковых суставов с развитием продуктивного воспаления, зонами казеозного некроза и, как следствие, деструкцией тел позвонков и их деформацией.