НОВОСТИ ЭНДОКРИНОЛОГИИ

С ожирением будет бороться легче

Завершение в ближайшем будущем нескольких крупных исследований может привести к появлению новых рекомендаций в отношении гиполипидемической терапии. Об этом на Конгрессе по кардиометаболическому здоровью заявил директор Клинического центра профилактики кардиометаболических заболеваний Медицинского колледжа Бейлора Кристи Баллантайн (Christie Ballantyne).

В первую очередь C. Ballantyne отметил результаты 3‑й фазы исследования ELIPSE HoFH, в ходе которой оценивался эффект эвинакумаба при лечении пациентов с 12 лет с гомозиготной семейной гиперхолестеринемией. Препарат использовался в качестве дополнительной гиполипидемической терапии и обусловил снижение уровня ЛПНП на 49%. Кроме того, согласно данным, опубликованным в The New England Journal of Medicine, ежемесячная инфузия эвинакумаба снижала уровень ЛПНП более чем на 50% по сравнению с плацебо у пациентов с рефрактерной гиперхолестеринемией.

В июне 2021 года Европейское агентство по лекарственным средствам одобрило инклисиран – небольшую интерферирующую РНК, ингибирующую PCSK9 для снижения уровня ЛПНП. Препарат пока не одобрен FDA, однако в испытаниях уже продемонстрировал большую эффективность, нежели статины: всего две подкожные инъекции в год в дозе 284 мг, вводимые сначала через 3, а потом через 6 месяцев, обеспечивают снижение ЛПНП на 50%.

Еще один препарат, на который обратил внимание К. Баллантайн, может принести пользу пациентам с атеросклерозом. Речь идет о зилтивекимабе. Результаты двойного слепого исследования RESCUE, проведенного в 40 клинических центрах США, свидетельствовали о дозозависимом снижении СРБ, фибриногена, сывороточного амилоида А, гаптоглобина и липопротеина у пациентов с умеренным и тяжелым хроническим заболеванием почек. Уже инициировано новое крупномасштабное исследование ZEUS, в котором будут оцениваться эффекты зилтивекимаба у пациентов с сердечно‑сосудистыми заболеваниями, хроническим заболеванием почек.

Радиойодтерапия увеличивает риск рака даже спустя десятилетия

Терапия радиоактивным йодом при дифференцированном раке щитовидной железы сопровождается повышением риска лейкемии и других злокачественных опухолей не только в ближайшее время, но и спустя десятилетия. Об этом говорят исследования Национального института рака США, представленные на Ежегодном собрании Американской тироидной ассоциации и опубликованные в JAMA Network Open.

Ученые проанализировали данные 9 онкологических регистров США, которые предусмотрены Программой по надзору, эпидемиологии и конечным результатам (1975–2017). В ходе исследования оценивались отношения рисков солидных и гематопоэтических злокачественных новообразований, связанных с радио­йодтерапией пациентов с неметастатическим дифференцированным раком щитовидной железы в возрасте до 45 лет.

Было отмечено, что радиойодтерапия коррелировала с повышением риска солидного рака на 23% и лейкемии на 92%. И если среднее значение ОР для солидного рака составляло 1,23, то через 20 лет после постановки диагноза оно достигало 1,47. Аналогичная картина была также получена в отношении риска рака груди (ОР 1,18 и 1,46), рака матки (ОР 1,55 и 2,32) и лейкемии (ОР 1,92 и 3,56). Исследователи также наблюдали незначительное повышение риска рака слюнной железы и легких. С ростом числа случаев дифференцированного рака щитовидной железы увеличилась и доля использования радиойодтерапии, в том числе у молодых пациентов. Однако, как считают авторы исследования, лица до 45 лет более уязвимы к канцерогенным эффектам ионизирующего излучения по сравнению с пожилыми пациентами. Дальнейшие исследования будут направлены на оценку риска повторного рака в зависимости от дозы излучения.

В США зарегистрирован препарат для лечения ахондроплазии

FDA в рамках ускоренной процедуры одобрило васоритид для лечения детей с ахондроплазией – наиболее распространенной формой карликовости человека. Эта новость размещена на сайте регулятора. Ахондроплазия вызывается мутацией гена – рецептора фактора роста фибробластов 3 (FGFR3), которая приводит к ингибированию минерализации хондроцитов (хрящевых клеток) в пластинке роста.

Одобрение FDA было основано на данных двойного слепого плацебо‑контролируемого исследования 3‑й фазы с участием 121 ребенка в возрасте 5–17 лет с открытыми эпифизами. Оно продолжалось 1 год. Дети, получавшие ежедневную инъекцию васоритида, выросли в среднем на 1,57 см (0,6 дюйма) по сравнению с пациентами в группе контроля.

Следующий этап исследования препарата – оценка прибавки роста после окончательного формирования скелета у взрослого человека.

Дисфункция щитовидной железы способна привести к деменции

Высокие и низкие уровни свободного тироксина связаны с более низкой перфузией головного мозга у взрослых, что увеличивает риск инсульта и деменции. Такие выводы сделаны на основании исследования Медицинского центра университета Эразма Роттердамского в Нидерландах. Оно опубликовано в The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism.

Авторы исследования проанализировали данные 5 142 взрослых (55,4% женщин), средний возраст которых составлял 63,8 года. У всех участников исследования в период с 1997‑го по 2007 год изучалась функция щитовидной железы, а в период с 2005‑го по 2015 год проводилась МРТ для оценки глобальной перфузии головного мозга. Кроме того, у 3105 пациентов измерялся калибр артериолярных и венулярных сосудов сетчатки.

В исследовании было отмечено, что низкий уровень свободного Т4 (10 пмоль/л) коррелировал со снижением перфузии мозга в среднем на 0,8 мл, а высокий (25 пмоль/л) – на 2,44 мл. Оптимальный уровень свободного Т4, который соответствовал наилучшим показателям перфузии, составлял 15 пмоль/л. Кроме того, увеличение ТТГ приводило и к значимому сужению артериол сетчатки.

Пока непонятна причинно‑следственная связь между уровнем свободного тироксина и ухудшением перфузии тироксина головного мозга. Однако, по словам исследователей, измерение кровотока мозга может быть критерием при оценке эффективности лечения щитовидной железы с точки зрения риска развития нейрокогнитивных заболеваний.

В каждом 20‑м случае СД2 может регрессировать без лечения

Примерно 5% взрослых с СД2 и ожирением могут обратить заболевания вспять, причем без агрессивных вмешательств по снижению веса. Об этом свидетельствует новый анализ данных национального регистра диабета в Шотландии. Он основан на изучении медицинских карт более чем 160 тыс. человек.

В анализ были включены люди с СД2 и ожирением в возрасте не менее 30 лет, которым впервые был поставлен диагноз «диабет» в 2004–2018 годах. В результате получена когорта из 162 316 человек, у 7710 (4,8%) из которых в 2019 году была идентифицирована стадия ремиссии (уровень HbA1c был <6,5%). Авторы исследования определили пять переменных, которые существенно влияли на снижение активности заболевания: возраст не менее 65 лет (связь была еще сильнее для возраста старше 75 лет), более низкий уровень HbA1c на момент постановки диагноза, потеря веса, проведенная бариатрическая операция и отсутствие предшествующей сахароснижающей терапии.

Самая сильная корреляция установлена с отсутствием сахароснижающей терапии в прошлом. У людей, которые соответствовали этому критерию, вероятность ремиссии была почти в 15 раз выше, чем у тех, кто получал хотя бы один из препаратов. Другая значимая связь с ремиссией выявлялась у людей, снизивших вес без бариатрической хирургии. Следующим важным шагом, по мнению ученых, будет сбор более подробной информации о популяции пациентов, которые смогли «уйти» от заболевания, чтобы лучше понять их приоритеты борьбы с весом и взгляды на проблему ожирения.

подготовила Татьяна Шемшур по материалам зарубежных источников