Не страшно, но мучительно

Возбудитель оспы обезьян — ДНК-содержащий ортопоксвирус — близкий родственник вируса, вызывающего натуральную оспу. Впервые случаи заболевания оспой обезьян у людей были описаны в 1970 году в Демократической Республике Конго. С тех пор в Африке возникали спорадические вспышки инфекции, обычно вызываемые контактами с животными — носителями вируса (чаще грызунами) и считающиеся традиционно эндемичными. Но в мае 2022 года вирус вырвался за пределы Африки. И довольно громко заявил о себе, вновь всколыхнув мировое сообщество, не успевшее оправиться от тягот и испытаний, которые принес появившийся в 2019 году COVID‑19.

Умеренная озабоченность

К середине октября, по данным сайта Global Health, зарегистрировано 65 215 подтвержденных случаев оспы обезьян в 103 странах. Большинство первоначальных случаев отмечено в Европе — в Великобритании, Испании, Германии и Франции (рис.). Панамериканская организация здравоохранения сообщила в начале октября о 45 342 случаях оспы обезьян в 18 странах Северной и Южной Америки, в основном в США, Канаде и Бразилии. При этом ВОЗ предупредила, что число случаев занижено как из-за отсутствия у медицинских работников клинического опыта выявления этой инфекции, так и из-за атипичного течения заболевания.

Массовое и повсеместное распространение оспы обезьян побудило ВОЗ объявить это заболевание «развивающейся угрозой, вызывающей умеренную озабоченность общественного здравоохранения».

Пути передачи

Передача вируса оспы обезьян происходит воздушно-­капельным путем, а также при прямом контакте с пораженными участками кожи. Четкие доказательства передачи инфекции половым путем через семенные или вагинальные жидкости пока отсутствуют. Однако, по данным Global Health, 99% случаев заболевания приходится на мужчин-геев или бисексуалов. Правда, некоторые заразившиеся заявляют об отсутствии полового акта с партнером, что подтверждает теорию контактного заражения.

Существует возможность и вертикальной передачи инфекции от матери к плоду, о чем сообщалось при описании вспышек в Конго. Зара­зиться можно и при соприкосновении с предметами, обсемененными возбудителем. Центры по контролю и профилактике заболеваний США сообщают о высокой вероятности сохранения жизнеспособности вируса на поверхностях предметов даже через 15 дней после того, как их использовал инфицированный.

По данным систематических обзоров, летальность от оспы обезьян зависит от филогенетической ветви вируса и колеблется от 1 до 10%.

По данным систематических обзоров, летальность от оспы обезьян зависит от филогенетической ветви вируса и колеблется от 1 до 10%

Разнообразие симптомов

Инкубационный период оспы обезьян составляет от 5 до 15 дней. Заболевание обычно начинается с лихорадки, вялости, миалгии и головной боли. Вслед за общими симптомами на коже могут возникать множественные папулезные, пузырчато-­пустулезные и язвенные поражения. В соответствии с данными, опубликованными в журнале The New England Journal of Medecine, чаще всего поражаются аногенитальная область (73%), туловище, руки или ноги (55%), лицо (25%), а также ладони и подошвы (10%). Характерно наличие значительной регионарной лимфаденопатии. Авторами наблюдений отмечается широкий спектр поражений кожи — макулярные (плоские), пустулезные, везикулярные (волдыри) и покрытые коркой изъязвления. Их количество может быть разным: у большинства людей выявлялось менее 10 очагов поражений, а у каждого десятого заболевшего — только одна генитальная язва (которую можно спутать с другой инфекцией, передающейся половым путем).

Поражения слизистой оболочки были зарегистрированы у 41% заболевших, аноректальные поражения сопровождались болью, проктитом, тенезмами или диареей (или сочетанием этих симптомов). Ротоглотка поражалась в 5% случаев, причем симптомы включали фарингит, одинофагию (боль при глотании), эпиглоттит.

Сложности диагностики

Диагностику заболевания серьезно затрудняет нетипичная для оспы обезьян клиническая картина. Есть сообщения о бессимптомном течении инфекции. Иногда у больных отмечается лишь один очаг поражения, который сопровождается анальной болью и кровотечением. Часто генитальные или перианальные очаги не распространяются на другие участки тела и не сопровождаются лихорадкой или недомоганием. В связи с этим научный сотрудник Национального института инфекционных заболеваний имени Эвандро Шагаса (Бразилия) Марилия Сантини предостерегает: медицинские работники, ожидающие у пациентов распространения гнойничков или язвочек по всему телу и 3‑дневной лихорадки, могут легко пропустить случаи оспы обезьян. В практике эксперта был случай заболевания у мужчины, который имел только одно везикулярное поражение диаметром 0,5 см в инфралабиальной области, немного выше подбородка. По своему внешнему виду оно очень напоминало акне. Лишь сообщение пациента о незащищенном оральном сексе с несколькими партнерами помогло заподозрить у него оспу обезьян.

К ошибке в диагностике может привести и наличие единичных очагов поражения кожи половых органов, ладоней и подошв. В этом случае можно предположить, что у пациента, например, сифилис или какое‑­либо другое ИППП. Поэтому у лиц из группы риска ИППП рекомендуется проводить лабораторные тесты на оспу обезьян. Для этого достаточно исследовать материал мазков, взятых с поражений кожи или гениталий, реже — из горла или носоглотки. Забор материала рекомендован также для тех, у кого наблюдается анальная боль или проктит.

Массовое и повсеместное распространение оспы обезьян побудило ВОЗ объявить это заболевание «развивающейся угрозой, вызывающей умеренную озабоченность общественного здравоохранения»

Дифференцировать оспу обезьян, считает доктор Сантини, следует с ветряной оспой, герпесом, контагиозным моллюском, венерической гранулемой (донованозом) и другими инфекциями, сопровождающимися гнойничковыми поражениями.

Последние сообщения свидетельствуют о случаях совершенно бессимптомного течения заболевания, чего ранее никогда не наблюдалось. Ретроспективное тестирование мазков из аноректальной области и ротоглотки, собранных в Бельгии для скрининга на гонорею и хламидиоз в популяции мужчин-геев и бисексуалов, позволило выявить трех пациентов с оспой обезьян, которые на момент взятия мазков и в последующем не имели симптомов заболевания.

На фоне явного преобладания числа случаев заболевания после полового контакта оспу обезьян можно в чем‑то приравнять к ИППП. Однако профессор ветеринарной эпидемиологии и информатики в Эдинбургском университете Роуленд Као отметил, что такая аналогия не совсем верна. При ИППП, по его мнению, половой акт играет центральную роль в передаче инфекции, тогда как вирус оспы обезьян передается не через сперму или вагинальные жидкости, а воздушно-­капельным путем, через поврежденные кожные покровы при любом тесном контакте с заболевшим.

Детская популяция

В Европе сообщалось о редких случаях заболевания у детей. Однако распространение заболевания во взрослой популяции создает значительную вероятность заражения детей. Профессор педиатрии в отделении детских инфекционных заболеваний Университета Луис­вилля в США Кристина А. Брайант считает, что все же самая сложная проблема — дифференциальная диагностика оспы обезьян. Сыпь при этом заболевании может походить на проявления некоторых инфекций, часто встречающихся у детей. При невозможности протестировать каждого ребенка с везикулярной или пустулезной сыпью важно провести опрос ребенка и родителей и сделать вывод — имелись ли эпидемиологические факторы риска заражения оспой обезьян.

Особого внимания, по мнению Брайант, требуют дети до 8 лет с ослабленным иммунитетом и кожными заболеваниями. Они подвержены риску более тяжелого течения инфекции. В этих случаях детям необходимо принимать противовирусные препараты. CDC уже выпустила соответствующие клинические рекомендации для детей и подростков.

Гинекологи должны быть очень внимательны

По мнению заведующей кафедрой гинекологии и акушерства в Университете Эмори в США Дениз Дж. Джеймисон, комментарии которой публикует портал Healio, оспа обезьян увеличивает риск неблагоприятного исхода беременности — выкидыша, мертворождения и преждевременных родов. Кроме того, как и другие ортопоксвирусы, инфекция может передаваться от матери к плоду.

По мнению Джеймисон, акушеры-­гинекологи должны выяснять у пациенток историю их поездок и оценивать вероятность заражения оспой обезьян. В случаях необъяснимой лихорадки, сыпи или значительной лимфаденопатии больных следует изолировать от других и поместить в отдельную палату. Мазки необходимо брать с двух или трех участков тела. Хотя диагностика оспы обезьян представляет собой двухэтапный процесс (предварительная идентификация ортопокс­вируса с последующим тестированием на вирус, специфичный для оспы обезьян), акушеры-­гинекологи не должны ждать подтверждающего тестирования, чтобы начать лечение и принять меры по профилактике распространения инфекции. Пациенты, которые подверглись риску инфицирования, должны быть изолированы с организацией динамического наблюдения в течение 21 дня. Беременные, у которых диагностирована тяжелая форма оспы обезьян, могут получать противовирусную терапию или иммуноглобулины.

Медицинские работники, ожидающие у пациентов распространения гнойничков или язвочек по всему телу и 3-дневной лихорадки, могут легко пропустить случаи оспы обезьян

Подходы к терапии

В настоящее время не существует специфических методов лечения оспы обезьян. Большинство людей, как считают эксперты, не нуждаются в медикаментозной терапии, если только очаги поражения не причиняют сильную боль и не распространяются на другие области тела. В США, в рамках подготовки к защите от потенциального биотерроризма, для лечения натуральной оспы было одобрено два пероральных препарата — бринцидофовир и тековиримат, однако ранее они не проходили клинических испытаний. Тем не менее в доклинических исследованиях (на животных моделях) оба препарата продемонстрировали эффективность против ряда ортопоксвирусов (включая оспу обезьян). В настоящее время тековиримат используется как основное лекарственное средство при множественных поражениях. В качестве альтернативы применяют также цидофовир (местно или внутривенно) и иммуноглобулин против оспы.

Осложнения

Как и другие вирусные заболевания, оспа обезьян может осложняться бактериальными инфекциями, реже — миокардитом и эпиглоттитом. В этих случаях используют соответствующую патогенетическую терапию. Намного чаще пациентов госпитализируют для снятия боли, вызванной изъязвлением кожи или слизистых оболочек.

Оспа обезьян может стать оппортунистической инфекцией у людей с ВИЧ. Пациенты с запущенной стадией заболевания или те, у кого не наблюдалось вирусной супрессии на фоне антиретровирусной терапии, могут подвергаться повышенному риску тяжелого течения оспы обезьян. Подтверждение тому, что оспа обезьян более контагиозна для людей с ВИЧ, пока не получено, однако эксперты обновили рекомендации по предотвращению оппортунистических инфекций у взрослых и подростков с иммунодефицитом. По данным CDC, используемые для противовирусной терапии лекарства могут незначительно взаимодействовать с антиретровирусными средствами — ненуклеозидными ингибиторами обратной транскриптазы, доравирином и рилпивирином, и антагонистом CCR5 маравироком. Это может потребовать корректировки их доз как во время лечения оспы тековириматом, так и спустя две недели после отмены противовирусного препарата.

Специфическая профилактика

Эксперты сходятся во мнении, что обеспечить профилактику оспы обезьян может лишь вакцина. В России для профилактики заболевания используют вакцину против натуральной оспы, однако ее применяют только для иммунизации медработников. Случаи их заражения после контакта без СИЗ с заболевшими пациентами уже отмечены в Великобритании, Франции и США. В документах Рос­потребнадзора указано, что прививка против натуральной оспы обеспечивает защиту от заражения оспой обезьян. При этом на данном этапе вакцинация населения или лиц из группы риска не предусматривается.

Предупредить распространение заболевания можно также путем тестирования пациентов с гнойничковыми поражениями кожи. С этой целью Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора создана автономная тест-система. Она может быть использована во внелабораторных условиях, в формате «у постели больного».

На сегодняшний день (на середину октября) Роспотребнадзор сообщил лишь о двух случаях заболевания в России, причем оба пациента выздоровели и не представляют опасности для окружающих. Тем не менее эпидемиологическая ситуация, по заявлению ведомства, остается под контролем.

Люди с ослабленным иммунитетом имеют повышенный риск тяжелых исходов

Название имеет значение

Как ни странно, ВОЗ на фоне массового распространения инфекции не только разрабатывает меры по ее контролю, но и рассматривает требования общественности о переименовании заболевания. В числе предложений вместо оспы обезьян – оспенное лицо, TRUMP‑22 и другие, не менее оригинальные. Однако обывателей поддерживают и ученые, которые считают, что название болезни вводит в заблуждение, поскольку обезьяны не являются животными — хозяевами вируса. В июне группа ведущих специалистов направила в ВОЗ документ с призывом дать то название, которое было бы «нейтральным, недискриминационным и не стигматизирующим». Среди предлагаемых –OPOXID‑22, Mpox. Директор организации по охране здоровья мужчин REZO в Канаде Сэмюэль Мириелло считает, что удаление из названия слова «обезьяна» способствует более быстрому пониманию серьезности проблемы