Эффективный инструмент в умелых руках
Успех в профилактике сердечно-сосудистых осложнений во многом зависит от умения врача правильно оценить их вероятность и вовремя скорректировать лечение. В кардиологии больше, чем в любой другой специальности, принято применять шкалы риска. Их много, и врачу важно уметь ориентироваться в этом многообразии. Как? Постараемся разобраться.
![dyhin](https://imfd.ru/wp-content/uploads/2024/03/dyhin.jpg)
Олег ДУХИН,
кардиолог ГКБ им. И.В. Давыдовского ДЗМ, к.м.н.
Стратификация риска снижает его вероятность
В статистике риском считается вероятность развития неблагоприятного исхода в единицу времени. В медицине существуют понятия абсолютного и относительного риска. Абсолютным называют вероятность клинического события в течение периода времени в общей популяции (например, у мужчин 55 лет имеется 3%-ная вероятность развития инфаркта миокарда). Относительный риск считается как соотношение вероятностей события в группах риска и контроля (у пациентов с фибрилляцией предсердий риск инсульта в 5 раз выше, чем у пациентов без фибрилляции).
Впервые стратификацию рисков предложил американский кардиолог Томас Бидджер (Thomas Bigger). Введя понятие стратификации рисков у пациентов с острым инфарктом миокарда, Бидджер предложил повсеместно внедрить использование оценочных шкал риска. Это помогает не только выделить группу пациентов, у которой с высокой долей вероятности произойдет какое‑то неблагоприятное событие, но и предпринять какие‑либо действия, способные его потенциально предотвратить.
Шкалы SCORE и SCORE 2
В кардиологии для оценки сердечно-сосудистого риска (ССР) долгое время существовала только одна шкала SCORE (Systematic Coronary Risk Evaluation). Впервые она была представлена в 2003 году. Разработанная на выборке из более чем 25 тысяч пациентов, она оценивала риск фатальных сердечно-сосудистых событий в течение 10 лет. Удобные номограммы шкалы прогнозировали риск сердечно-сосудистых событий с учетом возраста, пола пациента, показателей артериального давления и холестерина, а также статуса курения.
По шкале SCORE пациент попадал в одну из групп риска в зависимости от отягощающих факторов. Низкий риск отмечался, если суммарный ССР составлял менее 1%, умеренный — от 1% до 5%, высокий — от 5% до 10% и очень высокий — более 10%.
Шкале SCORE присущ ряд недостатков. При ее использовании возможна переоценка ССР в благополучных странах и недооценка в странах высокого риска, к которым относится и Россия (во многом это связано с недостаточным количеством валидированных данных по стране). К числу минусов шкалы относится также то, что в ней были предусмотрены градации только высокого или низкого риска. Таким образом, в группу высокого риска попадали регионы с высоким и очень высоким риском, а в группу с низким риском — регионы с низким и очень низким риском, что приводило к переоценке и недооценке риска.
Для пациентов с сахарным диабетом с высокой вероятностью развития сердечно-сосудистых осложнений рекомендациями Европейского общества кардиологов предписано использовать шкалу SCORE 2 Diabetes
Эти недостатки были устранены при разработке следующей версии шкалы — SCORE 2, которой сейчас и предписано пользоваться в соответствии с клиническими рекомендациями. Возрастной диапазон в ней расширен до 69 лет, а для лиц старше 69 лет предусмотрено использование отдельной шкалы (SCORE2-OP). Еще одним изменением стала возможность оценивать не только фатальные, но и нефатальные сердечно-сосудистые осложнения. Увеличилось также число градаций сердечно-сосудистого риска (до четырех), и вместо общего холестерина стали учитываться и другие фракции холестерина, не только высокой плотности.
Применение шкалы SCORE 2 имеет ряд ограничений. Так, ее не применяют при оценке риска у лиц с сердечно-сосудистыми событиями в анамнезе (инфаркт миокарда, инсульт, реваскуляризация периферических артерий) и у тех, у кого диагностирован значимый атеросклероз по данным ангиографии или УЗИ. Эти пациенты автоматически попадают в категорию очень высокого риска. То же касается и пациентов с болезнью почек, наследственной гиперхолестеринемией, в этих случаях для уточнения индивидуального риска сердечно-сосудистых событий необходимо принимать во внимание другие, дополнительные показатели. Шкалу SCORE 2 не используют также для оценки ССР у беременных.
Шкала SCORE 2 Diabetes
У пациентов с сахарным диабетом, исходно имеющих высокую вероятность развития сердечно-сосудистых осложнений, шкала SCORE 2 до 2023 года не применялась. Однако в настоящее время рекомендациями Европейского общества кардиологов предписано использовать в этих случаях шкалу SCORE 2 Diabetes. Она помогает стратифицировать 10‑летние риски сердечно-сосудистых событий у женщин и мужчин от 40 до 54 лет и от 55 до 69 лет.
В соответствии со шкалой SCORE 2 Diabetes в группу очень высокого риска (≥20%) попадают пациенты, имеющие в анамнезе сердечно-сосудистое заболевание или тяжелое поражение органов-мишеней — об этом может говорить показатель СКФ <45 мл/мин/1,73м2 либо находящийся в диапазоне от 69 до 45 мл/мин/1,73м2 в сочетании с микроальбуминурией или изолированной протеинурией (отношение альбумина к креатинину мочи более 300 мг/г). К группе очень высокого риска относят также тех пациентов, у которых наблюдается поражение как минимум трех микрососудистых областей, что выражается альбуминурией, ретино- и нейропатией.
Шкалы Syntax, EuroSCORE II, STS RISK SCORE
Одна из основных шкал, применяемых при многососудистом поражении коронарного русла, — шкала Syntax. С учетом данных ангиографии она помогает оценить тяжесть поражения сосудов. Каждому сегменту присваивается определенный балл. По их сумме, в соответствии с актуальными рекомендациями по реваскуляризации, выбирается метод вмешательства. Если сумма баллов по шкале не превышает 22, более предпочтительным является проведение ЧКВ, при 33 баллах и более — аортокоронарное шунтирование, при значениях между 22 и 33 баллами необходимы дополнительные оценки состояния пациента. Данная шкала применяется для выбора предпочтительного способа вмешательства с учетом тяжести поражения коронарного русла. Однако решение о необходимости операции принимается на основании и других данных.
Для оценки периоперационного риска врач может использовать шкалы EuroSCORE II и STS RISK SCORE. Они доступны в качестве онлайн-калькуляторов, вероятность нежелательных осложнений оценивается здесь в процентном соотношении. Шкала EuroSCORE II — более простой и популярный инструмент, однако она разрабатывалась в основном для пациентов с низким или промежуточным риском. Поэтому при ее использовании возможна недооценка риска у пациентов с множественными коморбидными заболеваниями.
Предсказательная точность калькулятора STS RISK SCORE выше за счет учета большего числа факторов. Шкала также оценивает вероятность неблагоприятных событий в процентном отношении. Умеренный риск предполагается при значениях ≤8%, в диапазоне от 8 до 14,9% отмечается высокий риск, а при ≥15% риск осложнений считается очень высоким.
Шкалы CRUSADE и ACUITY и более точный калькулятор ARC-HBR
Большой проблемой в кардиологии является оценка геморрагических рисков у пациентов с острым коронарным синдромом. Для ее решения были внедрены шкалы CRUSADE и ACUITY. Шкала CRUSADE призвана помочь в оценке внутригоспитальных кровотечений, шкала ACUITY концентрируется на прогнозировании 30‑дневных рисков. Эти шкалы до сих пор сохраняют свою значимость в современных европейских и российских рекомендациях, однако в настоящее время предложен более точный калькулятор ARC-HBR, который используется для оценки риска кровотечений у пациентов с подъемом и без подъема сегмента ST. Данная шкала учитывает большее количество критериев, которые разделены на большие и малые, и позволяет рассчитать геморрагический риск на удобном онлайн-калькуляторе.
Пациента относят к группе высокого геморрагического риска при наличии минимум одного большого или двух малых критериев. Это может изменить тактику лечения в острой ситуации, например в отношении выбора блокатора P2Y12‑рецепторов тромбоцитов. Если пациент относится к категории низкого риска, можно использовать тикагрелор или прасугрел, если высокого риска — клопидогрел. Данную шкалу используют для оценки состояния пациента не только в остром, но и в отдаленном периоде, это позволяет подобрать оптимальную схему сокращения двойной антитромботической терапии, закончив ее через месяц в случае высокого риска кровотечения или продлив на 3–6 месяцев или год.
![12](https://imfd.ru/wp-content/uploads/2024/03/12.jpg)
Длительность двойной антитромбоцитарной терапии (ДАТТ) после ОКС рассчитывают и по шкале PRECISE-DAPT. Помимо возраста, она учитывает показатели гемоглобина, лейкоцитов, клиренс креатинина и кровотечения в анамнезе. При сумме баллов ≥25 рекомендуется короткая ДАТТ, при сумме <25 — стандартная (длительная) ДАТТ. Хотя шкала PRECISE-DAPT и остается в современных рекомендациях, в последнее время предпочтение все же отдают ARC-HBR.
Зачастую врачи сталкиваются с такой проблемой — продлевать ли ДАТТ после года, если у пациента не было кровотечений, или лучше ограничиться монотерапией ацетилсалициловой кислотой. Раньше для решения этого вопроса использовали шкалу DAPT — при сумме баллов ≥2 терапию продлевали, при сумме <2 ограничивались назначением ацетилсалициловой кислоты. Сейчас критерии несколько изменились, и для определения сроков DAPT рекомендации предписывают тщательнее оценивать ишемический риск, используя большее число факторов риска (рис.).
Шкала CHA2DS2-VASc и HAS-BLED
Для пациентов с фибрилляцией предсердий широко используется шкала CHA2DS2-VASc. Она позволяет рассчитать риск ОНМК с учетом таких факторов, как ХСН, артериальная гипертензия, сахарный диабет, сердечно-сосудистые события в анамнезе. Говоря об этой шкале, следует отметить очень важный момент. Независимо от числа баллов (оно варьируется от 0 до 9) антикоагулянт назначают всегда, если у пациента механический протез клапана, если фибрилляция предсердий сочетается с гипертрофической кардиомиопатией, амилоидозом сердца или развилась после операции Фонтена. Кроме того, антикоагулянтная терапия обязательна при проведении кардиоверсии и катетерной аблации.
Наряду со шкалой CHA2DS2-VASc кардиологи также широко применяют и шкалу HAS-BLED, которая учитывает основные факторы риска геморрагических осложнений — артериальную гипертензию, нарушение функции почек или печени, инсульт или кровотечение в анамнезе и нестабильное МНО. При значениях по HAS-BLED ≥3 баллов пациентов относят к группе высокого риска.
Шкала EuroSCORE II разрабатывалась для пациентов с низким или промежуточным риском. При ее использовании возможна недооценка риска у пациентов с множественными коморбидными заболеваниями
Очень важно упомянуть, что при рутинном использовании HAS-BLED на практике довольно часто происходит переоценка геморрагического риска. Чтобы этого не случилось, необходимо учитывать ряд нюансов. Если у пациента в анамнезе артериальная гипертензия, но благодаря хорошо подобранной антигипертензивной терапии она контролируется, то балл по шкале не добавляется. Точно так же нарушение функции печени учитывается лишь при повышении уровня билирубина, а почечная недостаточность — только при значении креатинина выше 200 ммоль/л, потребности в диализе или трансплантации. Высокий балл по шкале HAS-BLED сам по себе не является противопоказанием к назначению антикоагулянтной терапии, а лишь требует коррекции модифицируемых факторов риска.
Шкала INTERMACS
Рекомендации ESC 2021 года предлагают для назначения оптимальной медикаментозной терапии пациентам с прогрессирующей ХСН использовать шкалу Межведомственного реестра механической поддержки кровообращения (INTERMACS). Шкала классифицирует больных в соответствии с их гемодинамическим статусом, разделяя пациентов на 7 профилей в зависимости от тяжести заболевания. В классификации INTERMACS профиль 1 является наиболее строгим — это критический кардиогенный шок с угрожающей жизни гипотензией и гипоперфузией органов. Пациенты, относимые к профилям 4–7, характеризуются более стабильным состоянием и могут либо нуждаться в частой госпитализации (профиль 4), либо находиться в домашних условиях, избегая физических усилий (профили 5–6), либо вести более активный образ жизни с умеренными физическими нагрузками (профиль 7).
Оценка тяжести состояния пациентов важна не только для назначения оптимальной медикаментозной терапии, но и для предупреждения фатальных событий. В последнем случае может помочь калькулятор риска MAGGIC (MAGGIC Risk Calculator), который принимает во внимание возраст, фракцию выброса левого желудочка, артериальное давление, ИМТ, уровень креатинина, а также коморбидные заболевания. Используются и альтернативные калькуляторы — SHFM (модель сердечной недостаточности Сиэтла), MECKI (шкала сердечного и почечного индексов). Их задача заключается в объективной оценке тяжести ХСН для решения вопроса о направлении пациента в экспертный центр, где ему может быть предложена механическая поддержка кровообращения за счет имплантации или трансплантации вспомогательных устройств (искусственных желудочков, сердца). Имплантаты для длительной механической поддержки кровообращения дают возможность на несколько лет продлить жизнь пациенту с тяжелой ХСН.
Механическая поддержка сердца. Калькулятор AHA HCM SCD
Критерии для отбора пациентов на имплантацию вспомогательных устройств включают: III–IV класс сердечной недостаточности по классификации NYHA, возраст до 65 лет, фракцию выброса ЛЖ <30% и ожидаемую продолжительность жизни более года в сочетании с одним из дополнительных критериев — число госпитализаций по поводу декомпенсации (более 1), неэффективность оптимальной медикаментозной терапии, потребность в наращивании доз фуросемида.
Зачастую имплантации кардиовертера дефибриллятора требуют пациенты с гипертрофической кардиомиопатией. Принять решение о необходимости установки устройства можно, воспользовавшись очень удобным калькулятором AHA HCM SCD, с помощью которого рассчитывается риск внезапной сердечной смерти через 5 лет и оценивается необходимость механической поддержки. Данный калькулятор не применяется для людей с желудочковым нарушением ритма в анамнезе, а также для детей, профессиональных спортсменов и пациентов с болезнями накопления (Андерсона, Фабри и др.).
Шкалы Geneva, Wells и Khorana
В рутинной клинической практике кардиологи часто сталкиваются с подозрением на тромбоэмболию легочной артерии. Облегчить диагностику этой патологии могут шкалы Geneva и Wells. Они довольно схожи по набору параметров, поэтому взаимозаменяемы. Высокий риск ТЭЛА (по шкале Geneva >10 баллов, по шкале Wells >7 баллов) предписывает отправлять пациента на диагностическое обследование.
У онкологических пациентов со склонностью к гиперкоагуляции возрастает и риск тромбоэмболии. Оценить его можно с помощью шкалы Khorana. Она позволяет учесть такие факторы, как высокий ИМТ (≥35 кг/м2), локализация опухоли, количество тромбоцитов (≥350х109/л) и лейкоцитов (>11х109/л) до химиотерапии, а также концентрацию гемоглобина (<100 г/л) или применение эритропоэтина. При сумме баллов по Khorana > 2 или >3 (кстати, единое мнение в данном вопросе не выработано) врач принимает решение о назначении антикоагулянтной терапии. Однако данная шкала не может использоваться при оценке риска тромбоза у лиц с поражением ЦНС.
Отличный инструмент
Современные шкалы оценки сердечно-сосудистого риска являются хорошим инструментом для ведения кардиологических пациентов. Однако при применении каждой из них необходимо четко понимать, как ее результаты влияют на дальнейшую тактику ведения пациента. В настоящее время доступно большое количество онлайн-калькуляторов, которые делают процедуру расчета сердечно-сосудистых рисков гораздо более удобной.