Одна забота на всех

В Москве за 2023 год распространенность эндокринных патологий увеличилась на 9,6%. Самую значимую долю в структуре эндокринных заболеваний занимает сахарный диабет (48%), несколько меньше пациентов страдают патологиями щитовидной железы (38%), третье место удерживает ожирение (10%). Что касается сахарного диабета, то сегодня в Москве зарегистрировано 432 тысячи больных, подавляющее число – с сахарным диабетом 2‑го типа. При этом доля людей с СД2, получающих инновационные препараты, за год увеличилась с 42 до 52%. Эти данные озвучил на открытии юбилейного XX Московского городского съезда «Эндокринология столицы» главный внештатный специалист эндокринолог ДЗМ Михаил Анциферов. В этом году мероприятие прошло на новой площадке – в Инновационном научно-­технологическом центре МГУ «Воробьевы Горы».

Михаил АНЦИФЕРОВ,
главный внештатный специалист эндокринолог ДЗМ, д.м.н., профессор

Если показатель гликированного гемоглобина у больного сахарным диабетом 2‑го типа на 1,5–2 процентных пункта превышает целевые показатели, пациент нуждается в назначении инсулина, поскольку этот препарат обладает самым мощным гипогликемическим действием.

Алексей БЕЗЫМЯННЫЙ,
руководитель Дирекции по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ, к.м.н.

Мы уже не имеем права пользоваться «диагностическим магазином» и наугад выбирать необходимые лабораторные и инструментальные исследования для постановки диагноза. У каждого из них есть четкие показания, и врач должен ориентироваться в этом. Площадка съезда во многом позволяет решать эти задачи, доводя современную информацию прежде всего до врачей поликлинического звена.

Татьяна ДЕМИДОВА,
заведующая кафедрой эндокринологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, д.м.н., профессор

Кардиоренальный континуум является не итогом сахарного диабета, а синдромом, изначально сопровождающим это заболевание. Как показывает многоцентровое исследование, почти у каждого пятого пациента с СД2 ранние осложнения регистрируются уже в течение первых 4,5 лет после постановки диагноза.

Δ Очередь у стойки регистрации образовалась задолго до начала заседаний

Δ На торжественном открытии съезда звучит Гимн московских эндокринологов

Татьяна МАРКОВА,
заведующая эндокринологическим отделением ГКБ № 52 ДЗМ, д.м.н., профессор

Российское исследование КРЕДО буквально ошеломило врачей своими цифрами — 76% госпитализированных пациентов с СД2 имели ХСН. Основными факторами риска развития СН при этом являются длительность СД более трех лет и возраст пациентов — 50 лет и старше.

Жанна КОБАЛАВА,
заведующая кафедрой внутренних болезней РУДН, член-корр. РАН, д.м.н., профессор

В 2023 году произошло 5 фундаментальных изменений в подходах к терапии СНнФВ. В соответствии с ними нет единого фиксированного порядка назначения терапевтических препаратов, существует приоритет инициации лечения над титрацией дозировок. Принцип медленного темпа назначения терапии должен остаться в прошлом. Даже при стабильном состоянии пациента необходимо инициировать назначение новых или титровать дозы старых препаратов, что улучшает прогноз. Перед выпиской из стационара в обязательном порядке должны быть назначены иНГЛТ‑2 в половинной дозе, а через две недели — в полной.

Антон РОДИОНОВ,
доцент кафедры факультетской терапии № 1 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, к.м.н.

Сердечно-­сосудистые, почечные и метаболические нарушения не только развиваются параллельно у пациентов с сахарным диабетом, но и взаимно усиливают влияние друг друга. В их основе лежит эндотелиальная дисфункция. Однако при этом и лечение таких больных сопровождается общим подходом, основанным на единстве патогенетических механизмов этих заболеваний. Их первичным проявлением является альбуминурия — самый ранний маркер генерализованного сосудистого поражения.

Алексей ЗИЛОВ,
доцент кафедры эндокринологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, к.м.н.

При СД у больных с высоким или очень высоким риском атеросклеротического сердечно-­сосудистого заболевания метформин должен уступить место препаратам иДПП‑4 или арГПП‑1.

Δ В перерывах между заседаниями не умолкают споры, продолжается обмен мнениями и обсуждение докладов

Интригующие названия секционных заседаний — «Кардиоренометаболическая система: как по нотам» или «Медицинский детектив: реалии клинической практики» — привлекли особое внимание аудитории. И не зря, заседания были наполнены интереснейшей информацией, касающейся в том числе и вопросов междисциплинарного подхода к ведению больных, распределения ролей между врачами разных специальностей.

Δ Организаторы конференции дали возможность ее участникам проверить свои знания даже в фойе, разместив там стенды с интересными вопросами

Δ Информации слишком много – фотографии презентаций потом помогут восстановить наиболее важные моменты

Δ Михаил Анциферов с гордостью демонстрирует «географический охват». На съезд приехали специалисты из разных регионов России, были и зарубежные гости. За три дня работы в залах инновационного центра присутствовали 2197 человек, а к онлайн-трансляции подключились 1973 человека. Всего зарегистрировано 4170 участников

Гагик ГАЛСТЯН,
руководитель экспертного центра, заведующий отделением диабетической стопы НМИЦ эндокринологии Минздрава России, д.м.н., профессор

По данным Федерального регистра СД, в течение 5 лет после постановки диагноза СД2 41,6% больных остаются на монотерапии, 30% получают комплексное лечение, сочетающее два препарата (причем врачи чаще всего ограничиваются метформином и сульфаниламидами), и только 5,8% прописывается трехкомпонентная сахароснижающая терапия. Эта ситуация тем более удивительна в условиях роста возможностей сахароснижающей терапии, которая должна воздействовать на основные патогенетические механизмы и не ограничиваться только снижением HbA1c. Для сравнения: в Москве инновационное лечение получают более 52% больных.

Наталья ЧЕРНИКОВА,
доцент кафедры эндокринологии и диабетологии РМАНПО Минздрава России, к.м.н.

Внедрение скрининга на выявление СД1 у детей имеет очевидные преимущества, учитывая, что последующий мониторинг заболевания может приводить к снижению диабетического кетоацидоза до 90% на этапе манифестации заболевания. Это тяжелое осложнение, которое почти в 0,5–0,9% случаев вызывает отек головного мозга, а в 43–64% — острое повреждение почек.

Людмила АСТАФЬЕВА,
профессор кафедры нейрохирургии и нейронаук НМИЦ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко

В соответствии с 14‑м консенсусом по акромегалии (2024 г.) диагностика заболевания строится на характерных клинических признаках и превышении уровня инсулиноподобного фактора роста‑1 более чем на 1,3 от верхней границы возрастной нормы. В случае сомнительных результатов исследование этого показателя проводится в динамике. Дополнительным информативным критерием может быть соматотропный гормон роста, который определяется в ходе перорального глюкозотолерантного теста. При ИМТ <25 кг/м² он будет выше 0,4 нг/мл, при ИМТ ≥25 кг/м² — выше 0,2 нг/мл.

Елена ПРЖИЯЛКОВСКАЯ,
заведующая отделением нейроэндокринологии НМИЦ эндокринологии Минздрава России

Комбинированную терапию аналогами соматостатина и пэгвисоманта выбирают при необходимости уменьшить дозу пэгвисоманта, улучшить качество жизни, контролировать рост опухоли и купировать цефалгический синдром. Если наблюдается ухудшение углеводного обмена на фоне терапии аналогами соматостатина или отмечается резистентность к этому препарату, то прибегают к монотерапии пэгвисомантом.

Евгений ПРОНИН,
эндокринолог Эндокринологического диспансера ДЗМ

Необходим прецизионный подход при диагностике и лечении пациентов с акромегалией, основанный на выделении клинических, радиологических и морфологических биомаркеров. С их помощью можно на ранних стадиях диагностировать соматотрофные опухоли с потенциально агрессивным поведением и вовремя проводить интенсификацию терапии.

Нина ПЕТУНИНА,
заведующая кафед­рой эндокринологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корр. РАН, профессор, д.м.н.

Исследование CONTROL выявило наиболее частые причины декомпенсации гипотиреоза. Только 44,4% пациентов соблюдали правила приема левотироксина – строго натощак за полчаса до еды, и только 42,1% спрашивали о возможности комбинации препарата с другими, влияющими на его всасываемость. Лишь 10% пациентов знали о влиянии желудочно-кишечных заболеваний на всасываемость левотироксина. Поэтому представляется очень важной роль врача, который должен рассказать пациенту о причинах снижения биодоступности препарата.

Выступление гостя из Индии — профессора Кришны ШЕШАНДРИ (Клиника диабета и эндокринологии в Ченнаи, Институт медицинских наук Махатмы Ганди) вызвало интерес российской аудитории. Темой доклада стал клинический статус и тактика ведения полиморбидного пациента в эндокринологии. Конечно, знакомство с опытом коллег из других стран полезно всегда — и даже в условиях гармонизации подходов к лечению, когда во многих странах мира национальные рекомендации максимально приближены к международным. Но Индия — страна исключительная.

Это государство занимает первое место как по численности населения (в Индии проживают 1,4 млрд человек), так и, соответственно, по количеству людей с диабетом. В 2021 году число диабетиков в Индии оценивалось в 130 млн человек — то есть это почти 10% населения страны. «Только представьте — эта цифра сравнима с населением России! — отметил профессор Шешандри. — А учитывая, что индусы любят углеводы и в Индии чрезвычайно распространено ожирение, реальные показатели заболеваемости диабетом существенно выше официальных».

Ашот МКРТУМЯН,
заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии лечебного факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, профессор, д.м.н.

Учитывая значительное количество переломов вследствие остеопороза (в группе риска каждая 3‑я женщина и каждый 5‑й мужчина старше 50 лет) и высокую смертность (до 63% в РФ), необходима более точная диагностика остеопороза. В последние годы инструментальные методы денситометрии дополнились микрокомпьютерной томографией, которая позволяет с высоким разрешением (20 микрон) создать трехмерную реконструкцию костной ткани. С помощью этого метода можно оценить величину кортикального слоя, общий объем кости, а также толщину и количество трабекул.

Александр АМЕТОВ,
заведующий кафедрой эндокринологии РМАНПО Минздрава России, д.м.н., профессор

В стандартах ADA‑2024 сделан фокус на пациентов с СД2 без инсулинотерапии с акцентом на важность непрерывного мониторинга глюкозы (НМГ) в этой группе больных. Это обосновано не только клиническими преимуществами НМГ при любых видах сахароснижающей терапии, но и возможностью оценки влияния питания и физической активности на уровень HbA1c.

Валентин ФАДЕЕВ,
директор клиники эндокринологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корр. РАН, профессор, д.м.н.

Только около 60% взрослых пациентов, получающих заместительную терапию L-Т4, достигают компенсации гипотиреоза, а после 65 лет эта доля снижается до 46%. Российское исследование, выявив основные причины недостижения результатов лечения, в 30% случаев не смогло найти значимых факторов, приводящих к декомпенсации заболевания. Во многом такие случаи могли объясняться плохой биодоступностью левотироксина, которая во многом зависит от лекарственной формы — у растворов и капсул она выше, поскольку при этом всасывание препарата происходит в кишечнике и не зависит от рН желудка.

Николай ДЕМИДОВ,
главный эндокринолог Троицкого и Новомосковского АО г. Москвы, к.м.н.

Большая часть пациентов с ХСН и инфарктом миокарда, 57,3% и 50,8% соответственно, получают сразу два препарата с кардио- и нефропротективными свой­ствами (иНГЛТ‑2 и арГПП‑1), тогда как доля пациентов с ОНМК и ХБП на такой терапии значительно ниже — 33,2%. Это может говорить о разрыве коммуникации постинсультных больных с врачом-­эндокринологом и возросшем числе пациентов с ХБП, обеспечить которых необходимыми препаратами пока не представляется возможным.

Татьяна КАРОНОВА,
профессор кафедры эндокринологии НМИЦ им. В.А. Алмазова Минздрава России, д.м.н.

Исследования свидетельству­ют о том, что у пациентов с ожирением риск остеопороза, а значит, и потребность в витамине D выше, чем у людей с нормальным ИМТ. В первом случае для нормализации уровня 25(ОН)D может потребоваться утроить дозы витамина D. Однако в дополнение пациентам с остеопорозом могут быть рекомендованы иДПП‑4, которые также снижают риск переломов.

Екатерина ШЕСТАКОВА,
главный научный сотрудник отдела прогно­зирования и инноваций диабета НМИЦ эндокринологии Минздрава России

Эффект монотерапии метформином утрачивается уже через 2,5–3,5 года, что требует интенсификации лечения с введением второго препарата. В этом случае комбинация метформина с иДПП‑4 ассоциировалась с дополнительным двухлетним удержанием гликемического контроля. Кроме того, сочетание этих препаратов продлевает инсулиносекреторную функцию бета-клеток.

Фото: Дмитрий Тихонов и Максим Романов.

По словам руководителя проекта «Шаг вперед: от обучения – к практике» по направлению «Эндокринология» профессора, д.м.н. Леонида Моргунова, после «робких мелких шажков и сомнений его участники в настоящее время движутся вперед семимильными шагами»

Δ Об интересе к докладам свидетельствуют многочисленные вопросы из зала

Δ На фото – участники проекта и его руководитель

Участники программы «Шаг вперед: от обучения — к практике» были отмечены дипломами. Награждали молодых специалистов ведущие эксперты в области эндокринологии. Это ли не отличная мотивация для продолжения научной работы!

Δ На фото (слева направо) — руководитель программы «Шаг вперед…» по направлению «Эндокринология» профессор, д. м. н. Леонид Моргунов, клинический ординатор ГКБ им. С. П. Боткина Валерия Баирова, директор клиники эндокринологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, член-корр. РАН, профессор, д. м. н. Валентин Фадеев, главный внештатный специалист эндокринолог ДЗМ, д. м. н., профессор Михаил Анциферов