В науку — cо студенческой скамьи
Зачем врачу заниматься исследовательской работой: помогает ли она делать карьеру или требуется для формирования клинического мышления? Легко ли заниматься наукой и какую поддержку от государства можно получить на этом пути? Эти вопросы мы выбрали основной темой для разговора с председателем Совета молодых ученых медицинских и фармацевтических организаций высшего образования и науки Еленой МАСЛЕНКОВОЙ.
— Елена, много ли выпускников медвузов сегодня выбирают науку?
— Все же подавляющая часть выпускников идет в клиническую практику. Они, как правило поступают в ординатуру, чтобы в дальнейшем посвятить себя выбранной ранее специальности. В научно-исследовательский трек заходят далеко не многие, и это абсолютно нормально.
— Почему вы так считаете?
— Знаете, на наших конференциях мы часто обсуждали вопрос: нужно ли стремиться к формированию сильных научно-исследовательских компетенций у всех выпускников? И пришли к выводу, что нет. Мы должны сформировать в вузе те инструменты, открыть для студента те возможности, которые помогут ему в дальнейшем заниматься наукой. Так, сейчас в каждом медицинском вузе работают научно-исследовательские лаборатории, на базе кафедр осуществляют деятельность научные коллективы, в некоторых университетах запускаются образовательные проекты для получения исследовательских компетенций — и все это дает очень широкие возможности для погружения обучающихся в научную деятельность.
— В объективе Совета, помимо чистой воды ученых, находятся и молодые специалисты, выбирающие управленческую деятельность в науке. Эту компетенцию они получают в процессе обучения в вузе?
— Совершенно верно. В «управленческий трек» идут не многие, и обычно лидеров видно уже со студенческой скамьи, это такие заядлые организаторы «всего и вся», новаторы. Приходя в практику, они уже имеют большой опыт организаторской, управленческой деятельности, который всегда могут применить в любой области. Команда Совета как раз объединяет молодых руководителей в научной сфере.
Самая большая сила Совета заключается в налаживании коммуникаций руководителей разных организаций, разных направлений
— Под эгидой Совета реализуется несколько проектов, расскажите о наиболее масштабных.
— Мне хочется привести в качестве примера два больших мероприятия, которые проводятся уже не первый год. В первую очередь это стратегическая сессия Совета молодых ученых, где собираются руководители молодежных научных обществ медицинских и фармацевтических организаций и за 2–3 дня вырабатывают ряд предложений по формированию стратегии развития сообщества молодых ученых в сфере здравоохранения. В прошлом году благодаря такой работе мы смогли создать типовую модель, которая позволяет буквально с нуля собирать в вузе или НИИ сильные команды.
В октябре уже в третий раз пройдет Всероссийский форум «Наукабиомед» на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Форум имеет всероссийский формат, и его особенность заключается в том, что в нем участвуют организаторы научно-образовательной деятельности, реализующие исследовательское, врачебное и преподавательское направления. Отдельно разрабатывается программа для лидеров студенческого сообщества медицинских и фармацевтических вузов.
«Наукабиомед» имеет несколько ключевых задач.
Первая — это рассказать молодым ученым о тех стратегических вызовах, которые сейчас ставятся на федеральном уровне в рамках научно-технологического развития. Вторая задача — реализация образовательного трека. В рамках форума мы рассказываем, например, как составить заявку для получения гранта, как реализовывать проект в дальнейшем. Все эти задачи приходится решать каждому начинающему исследователю, однако очень немногие могут сделать это правильно методологически.
Третья задача — налаживание коммуникации. На площадках форума мы выделяем наиболее актуальные для сообщества темы и презентуем лучшие практики по организации работы с учетом отраслевой специфики — в медицинских, фармацевтических вузах, научно-исследовательских центрах.
Четвертая задача касается проектной деятельности. Многие задачи, например создание методических рекомендаций, требуют командного обсуждения, и для этого мы организуем дискуссионные площадки, позволяющие выработать оптимальное решение. Темы форума выбирают руководители научных сообществ по запросам его участников.
— А какие запросы преобладают?
— На первом форуме наибольшее внимание уделялось разработке многоуровневой модели организации научно-образовательной деятельности в медицинских и фармацевтических вузах, а вот в прошлом году большой упор был сделан на образовательный трек, в частности на особенности оформления заявок на конкурсы грантов.
Уже после форума более подробно обсудить эти темы позволили наши экспертные семинары в онлайн-формате. Так, первый семинар был посвящен коммерциализации продуктов в сфере здравоохранения. Семинар проходил при поддержке Фонда «Сколково». А в следующем семинаре по оформлению заявок на гранты приняли участие эксперты из Российского научного фонда, которые помогли детально проработать все позиции проекта.
Мы должны сформировать в вузе те инструменты, открыть для студента те возможности, которые помогут ему в дальнейшем заниматься наукой.
— Совет помогает молодым ученым «делать карьеру»?
— Мы не продвигаем молодых ученых по карьерной лестнице, но даем им в руки очень эффективный инструмент. Ведь самая большая сила Совета, как бы банально это ни звучало, заключается в налаживании коммуникаций руководителей разных организаций, разных направлений. Именно совместная работа по какой‑то общей проблеме, решение конкретной задачи позволяет сформировать мощные команды. Безусловно, в будущем такие отношения открывают перед молодыми учеными и возможности карьерного роста.
— А входят ли в вашу команду наставники? Ведь они вносят очень весомый вклад в организацию науки. Как и на каком этапе реализуется их функция в молодежных научных организациях, в Совете молодых ученых?
— Конечно! Более того, на разных уровнях используются разные подходы. Так, например, среди членов Совета уже опытный молодой ученый становится наставником для только начинающего. В свою очередь, работа всего Совета курируется командой опытных наставников Федерального центра поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья Минздрава России.
Наставничество — это совершенно необходимый процесс в области науки в сфере здравоохранения. Реализация разных форм наставничества в рамках федерального сообщества молодых ученых позволяет руководителям молодежных научных обществ транслировать эту практику в организации и в дальнейшем успешно применять.
— Вы находитесь внутри молодежного сообщества, скажите, на ваш взгляд, очевидна ли мотивация, заинтересованность молодых специалистов в сфере здравоохранения в том, чтобы связать свою жизнь с наукой?
— На разных уровнях образовательной траектории бывает по-разному. Я — выпускница РНИМУ им. Н.И. Пирогова. И если говорить о моем личном опыте, то во время обучения на 1–6 курсах была возможность посещать научные кружки — кстати, их в нашем университете около сотни. В одних кружках упор делался на углубленное изучение специальности, в других — на участие в научно-исследовательских работах.
Если говорить об ординаторах, то тех, кто занимается наукой, немного. Просто не хватает времени. В ординатуре приходится полностью погружаться в работу отделения клиник. Однако если там есть научные проекты, то и у ординаторов есть возможность в них поучаствовать. Хотя они, как правило, связаны с клинической деятельностью, а не с фундаментальной наукой.
В аспирантуре научная деятельность является неотъемлемой частью. Другой вопрос, что в аспирантуру идут далеко не все выпускники. Но сейчас мы ожидаем увеличения числа аспирантов, особенно с учетом расширения пакета мер поддержки для них.
— Вы имеете в виду возможность получения стипендий аспирантами?
— Да, Указ Президента России о назначении стипендий и грантов был подписан в конце прошлого года, о нем глава государства говорил на III Конгрессе молодых ученых. В этом году конкурсный отбор на назначение стипендии продолжался до начала апреля. Мы подробно об этом рассказывали на форумах и семинарах.
— Молодые специалисты вынуждены выбирать тему клинических исследований в рамках того спектра, который представлен на кафедре? Или у них есть другие возможности, открываемые образовательными структурами?
— Здесь многое зависит от того, о какой категории специалистов мы говорим. Чаще всего студенты, приходя в кружок, выбирают себе тему, исходя из пула, сформированного преподавателями. Конечно, есть исключения, но все же, как правило, студент становится частью большого исследовательского проекта своей кафедры и своего вуза.
Аспирант в медицинском университете, как мне кажется, должен подходить к выбору научной темы уже с учетом своего клинического опыта. Ведь в аспирантуру редко поступают сразу же после окончания вуза — только те, кто просто «заточен» на академический интерес, тогда как в основном область научного интереса формируется в ординатуре. Мне кажется, это самая правильная траектория — ведение пациентов в ординатуре, где прививают клиническое, научное мышление, формируют у специалистов целеполагание и помогают определиться с выбором научного руководителя.
— Если говорить об инвестициях в «молодую науку», как с этим обстоят дела? Наверное, как и везде, больше шансов получить финансирование у проектов, связанных с прикладными исследованиями?
— Надо понимать, что на сегодняшний день любой начинающий исследователь не работает в одиночку. Он всегда окружен командой сподвижников и, конечно, имеет научного руководителя, который понимает, кто заинтересован в той или иной области. Причем сейчас у нас тренд на междисциплинарное взаимодействие, что позволяет охватывать проблему с разных сторон — клинической медицины, биомедицины, IT-технологий. Конечно, инвесторам более интересны проекты с хорошо сфокусированной проблематикой и возможностью применения на практике. И это понятно, потому что нет смысла вкладываться в задачу, которая имеет лишь академический интерес и не может быть транслирована в практическую деятельность.
Совет молодых ученых недавно оценил проблемы финансирования, с которыми сталкиваются исследователи на старте. Для этого было проведено несколько глубинных интервью с респондентами. Результаты были довольно неожиданными. Оказалось, что многие из тех, кто жаловался на нехватку средств для реализации проекта, даже не пытались воспользоваться поддержкой государства. Между тем существует ряд программ, например «Умник», которые позволяют молодым ученым получить гранты для своих первых исследований. Мне кажется, что такая позиция — нам нужны средства, деньги, но мы не хотим их искать — совершенно неправильная.
Самая правильная траектория — ведение пациентов в ординатуре, где прививают клиническое, научное мышление, формируют у специалистов целеполагание и помогают определиться с выбором научного руководителя
— А какие пути получения мер поддержки реальны для молодых исследователей?
— Существует ряд программ Фонда содействия инновациям, также можно подать заявку на конкурс грантов РНФ. Далеко не всегда поддержку получают с первого раза, в этом случае эксперты советуют проанализировать соответствие заявки требованиям конкурса, «пересобрать» наполнение проекта и подать на следующий конкурс грантов. Если исследователь действительно заинтересован в своей работе, вероятность того, что он найдет поддержку, очень велика.
Молодые исследователи, которые в будущем видят себя в роли технологических предпринимателей, участвуют, например, в Федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства». В некоторых университетах работают предпринимательские точки кипения, стартап-центры, что позволяет раскрыть предпринимательский потенциал уже со студенческой скамьи.
С каждым годом форм государственной поддержки для молодых ученых становится все больше, расширяется спектр возможностей для реализации себя как исследователя. Более того в «Стратегии научно-технологического развития РФ» одной из задач является поиск новых инструментов для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки. А Совет молодых ученых видит свою задачу в том, чтобы помочь исследователям достичь необходимых результатов.
— Как вы оцениваете заинтересованность вузов и научных учреждений в том, чтобы создавать стимулы для молодежи, брать на работу, давать возможность развиваться именно в науке?
— Уверена, что коллективы научных подразделений всегда рады, когда видят заинтересованных наукой студентов, молодых ученых. Их охотно принимают в большую команду и предоставляют возможность проявлять инициативу. Однако иногда у студентов мотивация к занятиям наукой быстро угасает. Поэтому совершенно оправдана практика испытательного срока, когда студент получает статус «стажера».
— Какова тема вашей научной работы? Вы совмещаете учебу, научную и административную деятельность. Как вы все успеваете?
— Я стала частью научного коллектива еще со школьной скамьи, поэтому и в университете присоединилась к деятельности студенческого научного общества еще со 2 курса. На старших курсах, будучи старостой научного кружка кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, мне посчастливилось провести исследование по изучению группы пациентов с редким наследственным синдромом в составе команды НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Уже в ординатуре по специальности «Гематология» погрузилась в практическую медицину, но и здесь не обошлось без исследовательского мышления.
Не могу сказать, что не хватало времени — меня, наоборот, работа безумно заряжает. Но как бы я не реализовывала себя в дальнейшем — в научно-исследовательской, образовательной, административной деятельности — приобретенный опыт будет всегда со мной.
Интервью подготовила Лидия Лазарева
Фотографии предоставлены Еленой Маслёнковой
Совет молодых ученых
Совет молодых ученых медицинских и фармацевтических организаций высшего образования и науки создан в 2019 году. На сегодняшний день в состав Совета входят 112 молодых ученых, возглавляющих молодежные научные общества в организациях высшего образования и науки, подведомственных Минздраву России (всего из 86 организаций).
Сегодня Совет — уникальная площадка, объединяющая молодых ученых, преподавателей, врачей, управленцев в сфере здравоохранения. Это целое сообщество специалистов, готовых предлагать, разрабатывать и внедрять новые подходы и инструменты по организации научной и образовательной деятельности.
Командой Совета системно ведется экспертно-аналитическая и информационная деятельность.
Сформирована экосистема, в рамках которой реализуется проектная деятельность, выявляются лучшие практики по организации научной и образовательной деятельности при участии молодых специалистов.
Молодой ученый — кто он?
На сегодняшний день молодыми учеными принято считать научных и научно-педагогических работников до 35 лет. Пока это определение окончательно не закреплено и встречается в нормативных документах в разных формулировках.
Члены Совета молодых ученых часто поднимают этот вопрос. Так, на II Стратегической сессии Совета молодых ученых медицинских и фармацевтических организаций высшего образования и науки (она проходила 21–22 марта 2024 года) участники, определяя сущность понятия «молодой ученый», предложили опираться не на формальные возрастные критерии, а на профессиональное становление специалиста как ученого и соответствие трудовой функции.
По итогам сессии сформулирован ряд предложений для разработки программы молодежной политики в области науки в сфере здравоохранения — для дальнейшей работы в составе Совета были сформированы временные рабочие группы, которые продолжают разрабатывать проект программы.
Ключевые всероссийские события и проекты совета:
- Стратегическая сессия Совета молодых ученых медицинских и фармацевтических организаций высшего образования и науки
- Региональные круглые столы при участии представителей органов исполнительной власти, научного общества, практического здравоохранения, бизнеса и молодых ученых
- Экспертные семинары для молодых ученых (пример темы — «Коммерциализация научных разработок»)
- Всероссийский конкурс на лучшее молодежное научное общество среди медицинских и фармацевтических организаций, подведомственных Минздраву России
- Всероссийский форум «Наукабиомед»