Новости. Эпидемиология и инфектология
Эксперты заявили о нецелевом использовании карбапенемов
Врачи более чем в половине случаев назначают карбапенемы вне прямых показаний. Это противоречит обновленным рекомендациям Американского общества инфекционистов (IDSA) от 2023 г. и рекомендациям Европейского общества клинической микробиологии и инфекционных заболеваний (ESCMID) от 2021 г. Такой вывод сделан врачами в рамках Инициативы по исследованию результатов устойчивости к противомикробным препаратам Национальных институтов здравоохранения США (NIH — ARORI). Работа опубликована в апрельском номере Lancet.
Ретроспективное когортное исследование основывалось на анализе медицинских карт из базы данных PINC AI Healthcare за 2018–2021 гг. В нем участвовали взрослые в возрасте ≥18 лет, поступившие в больницы США с инфекцией Enterobacterales, характеризующейся устойчивостью к цефалоспоринам (ECR), — всего 30 041 пациент, в том числе 16 006 (53,3%) женщин и 14 035 (46,7%) мужчин, средний возраст пациентов составлял 67,3 лет. Эмпирическое назначение (т. е. с вероятной оценкой потенциальных возбудителей и рисков АБ-резистентности) карбапенемов проводилось относительно небольшой группе пациентов (5324 [17,7%] из 30 041), значительно большая часть получала их в качестве этиотропного лечения (17 518 [58,3%] из 30 041). Однако эта последняя группа была представлена в том числе пациентами с инфекциями мочевыводящих путей без септического шока (46,8%) и пациентами с другими инфекциями без сепсиса (45,6%), т. е. теми, у кого «работали» препараты более узкого спектра действия.
Переход с некарбапенемовых антибиотиков на карбапенемовые чаще всего происходил в день, когда сообщалось о фенотипе возбудителя ECR, независимо от тяжести заболевания. Карбапенемы также были предпочтительным методом лечения этих инфекций при длительном течении заболеваний (скорректированное ОШ 1,00). Широкое применение карбапенемов для борьбы с нетяжелыми инфекциями, вызванными Enterobacterales с ECR, по мнению авторов статьи, приводит к дальнейшему увеличению резистентных штаммов Enterobacterales. Руководства IDSA и ESCMID предписывают применять карбапенемы только в случаях тяжелых проявлений инфекций Enterobacterales с ECR, включая септический шок или бактериемию.
Источник: https://www.thelancet.com/journals/laninf/article/PIIS1473-3099(24)00149-X/abstract
Выявлен высокий риск инфекций у пациентов с ИЗЛ, ассоциированным с РА
Пациенты с интерстициальным заболеванием легких, ассоциированным с ревматоидным артритом (РА-ИЗЛ), имеют высокий риск серьезных, а иногда и смертельных инфекций. Такое сообщение сделали специалисты из Института биомедицинских исследований Малаги (Испания). Оно опубликовано в журнале Frontiers in Immunology.
В проспективном многоцентровом когортном исследовании была проанализирована распространенность инфекций у 148 пациентов с РА-ИЗЛ (средний возраст 70 лет; 57% женщин), набранных из 11 университетских больниц Испании в период с марта 2015 г. по март 2023 г. Состояние суставов, легких или других инфицированных очагов оценивалось с использованием клинических и лабораторных данных. Исследователи также учитывали распространенность очагов заражения, этиологию инфекции, статус вакцинации, функцию легких и клинико-терапевтические переменные, связанные с РА.
В течение периода наблюдения почти у всех (96%) пациентов была выявлена по крайней мере одна инфекция. В 65% случаев она стала причиной смерти больных. Медиана времени до первого заражения составила 21,2 месяца.
Респираторные инфекции встречались чаще всего (74%) и обусловили летальный исход 80% пациентов. Второе и третье место по распространенности занимали инфекции мочевыводящих путей (26%), кожи и мягких тканей (24%). Среди возбудителей заболеваний превалировали вирусы SARS-CoV‑2 (33,5%) и бактерии Streptococcus pneumoniae (11,9%), Escherichia coli (11,9%) и Pseudomonas aeruginosa (11,1%). Смертность при заражении SARS-CoV‑2 составила 25,8%, Pseudomonas aeruginosa — 12,9%, Streptococcus pneumoniae — 9,6%.
Вероятность заражения увеличивалась с возрастом (ОР 1,03), при терапии кортикостероидами и иммуносупрессантами (ОР 1,036) и высокой активности воспалительного процесса (ОР 1,211). Эти результаты, по мнению авторов статьи, подчеркивают необходимость комплексного подхода к лечению пациентов с РА-ИЗЛ с учетом их высокой предрасположенности к инфицированию.
Иточник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC11007097/
Операционные больные приносят инфекцию на своей коже
Послеоперационные инфекционные процессы возникают, в большинстве случаев, не по вине внутрибольничных супербактерий, а вследствие заноса в чистую рану собственной микробиоты, колонизирующей нос, рот и кожу пациента. Это заключение сделали клиницисты Медицинского центра Харборвью при Вашингтонском университете в Сиэтле (США), опубликовав результаты исследования в журнале Science Translational Medicine.
Врачи провели проспективный анализ инфекционных осложнений после хирургических вмешательств на позвоночнике, исследуя предоперационные микробиомы пациентов и послеоперационные изоляты бактерий в месте вмешательства у 204 пациентов. Используя геномный анализ, они сопоставили идентичность возбудителей в ране и на поверхности кожи и профили их устойчивости к противомикробным препаратам. Было обнаружено совпадение состава бактерий раневой поверхности и кожи в 86% случаев. При этом можно было исключить перекрестное заражение, поскольку пациенты не имели общего источника инфекции.
Большинство изолятов бактерий в послеоперационном очаге инфекции (59%) были устойчивы к антибиотику и антисептику, используемым перед операцией, а фенотипы их резистентности коррелировали с предоперационным уровнем резистентности (Р = 0,0002). Это было вызвано тем, что устойчивость к антибиотикам была приобретена не в больнице, а в результате предыдущего воздействия антибиотиков.
Эти данные, по мнению авторов исследования, указывают на необходимость разработки стратегий альтернативных способов антисептики и профилактики инфицирования раневых поверхностей бактериями, адаптированными к стандартной антибиотикотерапии.
Подготовила Татьяна ШЕМШУР по материалам зарубежных источников