Новости. Ревматологии

Колхицин часто назначают без учета межлекарственного взаимодействия

Более 25% пациентов с подагрой, принимавших колхицин, получали, кроме того, другие препараты, дающие в сочетании нежелательные явления. Эти данные исследователей Медицинской школы Университета Кила в Великобритании были опубликованы в апрельском номере журнала Rheumatology.

По озвученным данным, примерно 26% пациентов с подагрой получают назначения колхицина без учета возможных рисков взаимодействия между ним и уже принимаемыми препаратами. Чтобы изучить, как совместное назначение колхицина и других лекарств влияет на риск побочных эффектов при подагре, доктор медицины Медицинской школы Университета Кила в Соединенном Королевстве Рам Баджпай (Ram Bajpai) и его коллеги провели ретроспективное когортное исследование. Используя базы данных системы первичной медико-­санитарной помощи Великобритании, врачи проанализировали карты 13 945 взрослых с подагрой (средний возраст 63,9 года), которым колхицин был назначен для профилактики заболевания в период с апреля 1997 года по ноябрь 2016 года.

По данным исследователей, нередко колхицин назначают пациентам, которые уже принимают одно или несколько лекарств. Чаще всего это статины (21%), дигоксин (5%), дилтиазем (2%) и антибиотики-­макролиды (1%). За исключением аторвастатина, который коррелировал с увеличением риска инфаркта миокарда (ОР = 2,21), статины не приводили к развитию побочных эффектов. Однако при одновременном назначении с колхицином фибратов и антибиотиков-­макролидов часто имела место диарея, а в случае верапамила — миалгия. Неблагоприятные события чаще встречались у людей старшего возраста, имеющих больше сопутствующих заболеваний.

Авторы исследования считают, что необходима дальнейшая работа для определения групп пациентов, которые подвергаются наибольшему риску побочных эффектов, и преимуществ колхицина в профилактике сердечно-­сосудистых осложнений.

Источник: https://academic.oup.com/rheumatology/advance-article/doi/10.1093/rheumatology/keae229/7651211

Подтверждена связь COVID‑19 с риском развития аутоиммунных заболеваний

После COVID‑19 вероятность развития аутоиммунного воспалительного ревматического заболевания (АВРЗ) выше, чем после гриппа. Причем риск появления АВРЗ прямо пропорционален тяжести перенесенного COVID‑19. Об этом говорят результаты крупного бинацио­нального, лонгитюдного когортного исследования, проведенного учеными из Гарварда и из Института Броуда Массачусетского технологического института. Оно опубликовано в марте в журнале Annals of Internal Medicine.

Новое исследование, в отличие от предыдущих, включало крупные когорты пациентов из Республики Корея и Японии — соответственно 10 027 506 и 12 218 680 человек в возрасте от 20 лет и старше. Риск возникновения АВРЗ оценивался через 1, 6 и 12 месяцев у пациентов с перенесенным COVID‑19, гриппом, а также у неинфицированных лиц (контрольная группа). Заражение COVID‑19 и гриппом подтверждалось ПЦР-тестом.

В ходе исследования учитывались также показатели предрасположенности к АВРЗ — возраст, пол, индекс массы тела, артериальное давление; уровень глюкозы в крови натощак, скорость клубочковой фильтрации, статус курения, потребление алкоголя и другие факторы, а также история сердечно-­сосудистых заболеваний, хронической болезни почек, хронической обструктивной болезни легких или респираторных инфекционных заболеваний.

У южнокорейских пациентов с COVID‑19 через 1 месяц после заболевания риск развития АВРЗ был на 25% выше, чем у неинфицированных участников (скорректированный показатель ОР 1,25), и на 30% выше, чем у переболевших гриппом (скорректированный показатель ОР 1,3). У японских пациентов риск АВРЗ после COVID‑19 был на 79% выше по сравнению с неинфицированными людьми (скорректированный показатель ОР 1,79) и на 14% выше по сравнению с пациентами, перенесшими грипп (скорректированный показатель ОР 1,14).

Заражение как исходным штаммом, так и вариантом Дельта было связано с одинаковым повышенным риском АВРЗ, значение имела только тяжесть инфекции COVID‑19 — при умеренной и тяжелой степени вероятность последующего АВРЗ была выше (скорректированный показатель ОР 1,42), чем при легком течении коронавирусной инфекции (скорректированный показатель ОР 1,22). Вакцинация от коронавирусной инфекции снижала риск АВРЗ пациентов с COVID‑19: одна доза коррелировала с его уменьшением на 41% (ОР 0,59), а две — на 58% (ОР 0,42), независимо от типа вакцины. По мнению авторов, защитный эффект вакцинации был вызван снижением тяжести заболевания.

Источник: https://www.acpjournals.org/doi/10.7326/M23-1831

Прекращение биотерапии ведет к обострению спондилоартрита

На ежегодном Конгрессе клинической ревматологии East руководитель отделения ревматологии в Sinai Health и Университетской сети здравоохранения в Торонто доктор медицины Нигиль Харун (Nigil Haroon) заявил о том, что прекращение или снижение дозы биологических препаратов приводит к обострению аксиального спондилоартрита. По его словам, которые приводятся на портале Healio, такие данные требуют изменения подхода к лечению ревматического заболевания для контроля его активности.

Н. Харун привел в пример результаты исследования ABILITY‑3, которые показали, что отмена ингибитора ФНО адалимумаба через 28 недель лечения после достижения стойкой ремиссии у пациентов привела к значительно большему числу обострений, чем у тех, кто продолжал терапию. При этом не имело значения, какой наблюдался вариант СПА — нерентгенографический или рентгенографический (анкилозирующий). Аналогичные результаты были получены в отношении ингибитора IL‑17 в исследовании COAST-Y.

Несколько иная ситуация наблюдалась после снижения дозы биопрепаратов. В многоцентровом исследовании фазы 3b C-OPTIMIZE взрослые с ранним активным рентгенографическим или нерентгенографическим СПА в течение 48 недель получали ингибитор ФНО цертолизумаб пэгол по 200 мг каждые 2 недели. При достижении устойчивой ремиссии 49% пациентов были рандомизированы на 3 группы — группу полной поддерживающей дозы препарата, сниженной поддерживающей дозы (по 200 мг каждые 4 недели) и плацебо (отмена препарата) в течение следующих 48 недель. Первичной конечной точкой было отсутствие обострений через 48 недель.

С 48‑й по 96‑ю неделю не было отмечено обострений у 83,7% пациентов на полной дозе, у 79,0% — на поддерживающей и у 20,2% пациентов, получавших плацебо. Ответы у рентгенографических и нерентгенографических пациентов с аксиальным СПА были сопоставимы.

Делая вывод, Н. Харун отметил, что снижение дозы биологических препаратов может рассматриваться при глубокой устойчивой ремиссии, однако прекращение лечения пациентов сопряжено со значительными рисками — в этих случаях гораздо труднее остановить воспалительный процесс.

Источник: https://www.healio.com/news/rheumatology/20240509/discontinuing-biologics-in-axial-spondyloarthritis-not-a-good-idea

Риск подагры снижает лишь качественная растительная пища

Лишь здоровая растительная диета с включением цельнозерновых, молочных продуктов, чая и кофе приводит к снижению риска развития подагры, тогда как соки, подслащенные напитки и картофель увеличивают вероятность возникновения заболевания. К таким выводам пришли ученые из Гарвардского университета. Они опубликовали свою работу в майском номере журнала JAMA Network Open.

В основе исследования лежал анализ питания и состояния здоровья двух больших когорт медицинского персонала женского и мужского пола. Время наблюдения составило в среднем 26 лет, общее число участников — 122 679 человек, из них 43 703 мужчины (средний возраст 53,8 года) и 78 976 женщин (средний возраст 50,9 года). На момент начала исследования подагра ни у кого не диагностировалась, а ко времени окончания наблюдения заболевание было выявлено у 2709 участников.

Исследователи обнаружили, что в целом соблюдение растительной диеты без уточнения конкретных продуктов не отражалось на риске развития подагры (объединенный ОР = 1,02). Однако анализ меню участников исследования позволил выявить здоровые и нездоровые его компоненты. В первую группу входили цельнозерновые, молочные продукты, чай и кофе, орехи, при их потреблении риск подагры снижался — ОР при этом составлял 0,93, 0,86, 0,95 и 0,88 соответственно. Напротив, вероятность заболевания прямо коррелировала с нездоровой растительной диетой, которая включала фруктовые соки, подслащенные напитки, картофель — при этом ОР составлял 1,06, 1,16 и 1,1. Для женщин употребление этих продуктов было связано с большим риском заболевания, чем для мужчин, — соответственно, объединенный ОР 1,31 и 1,1.

В последнее время популярность растительных диет растет, поскольку они защищают человека от подагры и других метаболических нарушений. Однако недостаток сведений о конкретных полезных продуктах не позволяет пациентам предупредить развитие заболевания. Исследователи считают, что диетотерапия для профилактики подагры должна быть прописана более подробно

Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC11109774/

подготовила Татьяна ШЕМШУР по материалам зарубежных источников