ТРАНСФЕР КАЧЕСТВА

«Большие города». Такое название получил совместный проект компании «ИнфоМедФарм Диалог» и АНО «МиР XXI век». Суть проекта — привлечение ведущих экспертов различных специальностей к проблемам регионов, профессиональная поддержка коллег, проведение научно-­образовательных мероприятий, мастер-­классов, а также оказание помощи конкретным пациентам — организация очных консультаций, проведение оперативных вмешательств.

В числе медицинских направлений проекта — эндокринология, кардиология, сердечно-­сосудистая хирургия, нефрология, урология, ревматология, инфекционные болезни, эпидемиология, скорая и неотложная медицинская помощь, педиатрия. В основной тематический блок вой­дет, естественно, и организация оказания медицинской помощи. Программы выездов будут формироваться исходя из междисциплинарного подхода и на основании потребностей региона.

Елена Петряйкина: «Для нас все города большие!»

Флагманом проекта выступает Российская детская клиническая больница РНИМУ им. Н.И. Пирогова. По сути, активная образовательная работа сотрудников этой клиники и стала толчком к рождению «Больших городов». Идеолог проекта — директор РДКБ, главный внештатный специалист эндокринолог ДЗМ и ЦФО, профессор, д.м.н. Елена ПЕТРЯЙКИНА. Она ответила на несколько вопросов шеф-редактора «Парадигмы» Марии Лядской.

— Елена Ефимовна, почему появилась необходимость в создании подобного проекта? И в чем, собственно, состоит суть «Больших городов»?

— Основанием стало активное желание регионов получать помощь и экспертную информацию от федеральных клиник и центров. Конечно, идея помощи регионам с выездом на места — не нова. В принципе, это одна из основных задач сети национальных медицинских исследовательских центров. Как ранее, так и сейчас специалисты различных НМИЦ выезжали и продолжают выезжать в регионы для оказания многопрофильной научно-­практической и лечебно-­методической помощи, по заявкам из субъектов Федерации и отдельных городов. Формируя заявку, руководители регионального здравоохранения рассказывают о своих проблемах (лучше них никто об этом не знает), обозначают потребности, определяют задачи. А в федеральных центрах рассматривают заявки и формируют выездные бригады.

Еще до того, как проект «Большие города» обрел конкретные очертания, специалисты РДКБ организовали и с успехом провели по крайней мере три выездные акции — в Курске, Мурманске и Грозном. И нам, и главное нашим коллегам — принимающей стороне — очень понравилось такое начинание. Наша бригада состояла из хирургов разных профилей (лор, торакальный, сосудистый), педиатра, гастроэнтеролога, аллерголога-­иммунолога — в общем, специалистов, которые были обозначены в заявке региона.

Мы видим реальные результаты. Например, часть вмешательств, по поводу которых ранее пациентов отправляли в федеральные центры, стали делать в регионе. Кроме того, завязались личные знакомства, связи дружеские и профессиональные, что дает возможность специалистам персонализированно обсудить пациента, получить совет, как действовать в сложной ситуации.

В общем, атмосфера, а главное, результаты наших выездов как раз и привели к мысли о том, чтобы превратить эту деятельность в постоянную. Это абсолютно вписывается в роль федеральных учреждений и дополняет уже утвержденные в рамках работы НМИЦ планы образовательных и научно-­практических мероприятий. И потребность в таких выездах большая: уверена, не только у нас, но и у многих научных центров есть заявки от руководителей здравоохранения регионов на организацию образовательных мероприятий, консультаций и оказания помощи на местах.

Так что предложенный проект «Большие города» показался нам очень полезным направлением, а учитывая наш положительный опыт в проведении подобных мероприятий, можно гарантировать, что он будет востребован. Я считаю так: там, где помощь может быть оказана на месте, она должна быть оказана!

Мы видим реальные результаты. Например, часть вмешательств, по поводу которых ранее пациентов отправляли в федеральные центры, стали делать в регионе.

— А как выглядит «десант» специалистов федеральных центров? И какова программа мероприятий на месте? Это же не только конференция?

— Программы таких визитов, как правило, краткосрочные, составляются они с учетом потребностей регионов. Обычно это однодневная образовательная конференция с лекциями и мастер-­классами, а дальше — это зависит от запроса региона и наших возможностей — на один или даже на два дня наши специалисты уходят «в поля» и работают вместе с коллегами, оказывая помощь конкретным пациентам.

— Если говорить о научно-­образовательной части, то почему проект предусматривает именно выезд в регион, почему не привезти специалистов, как спикеров, так и участников, в столицы по давно отлаженному алгоритму? Ведь, когда в Москву или Санкт-­Петербург на крупные конференции съезжаются специалисты из разных регионов, охват оказывается больше. А теперь все конференции сопровождаются трансляцией, что кратно увеличивает число участников.

— По моему мнению, для регионов существуют определенные логистические трудности с выездом, руководители ЛПУ отнюдь не всегда могут позволить специалисту на несколько дней выпасть из процесса. То есть это крайне некомфортно, а иногда и критично для здравоохранения территорий.

И если говорить об охвате, то, если мы едем в регион, это, во‑первых, обеспечивает обсуждение не всего спектра проблем, а позволяет сосредоточиться на списке вопросов, актуальных именно для этой местности, во‑вторых, специалистам на несколько часов вырваться с работы и приехать, например, в центр города, а некоторым, допустим, за 30–50, пусть даже за 100 км, гораздо проще и реальнее, чем в Москву, иногда за 1000 и более км. В-третьих, выезд на места кроме традиционной формы лекций и семинаров, которые и без того широко представлены на различных конференциях, дает возможность провести мастер-­классы и, главное, принять непосредственное участие в оказании помощи конкретному пациенту — как хирургической, так и терапевтической, диагностической — по всем направлениям, которые ранее указал в заявке регион.

Наш выезд в регионы — это как раз путь к персонализированной медицине, которую мы стараемся внедрять, это не что иное, как персонализация в области дополнительного образования, максимальное его приближение к потребности регионов.

Мы все заинтересованы в том, чтобы сделать условия жизни в регионах лучше. Ведь сильные регионы — сильная Россия! И пациенты, вне зависимости от места проживания, должны иметь доступ к эффективной и качественной медицинской помощи.

— А как вы держите связь?

— Нам пишут руководители здравоохранения и просят рассмотреть возможность проведения конференций, обозначают темы, которые хотели бы услышать, перечисляют специалистов, которых хотели бы видеть очно. Состав бригады может быть любым — все зависит от потребности региона. А дальше мы организуем бригаду и планируем выезд.

— Сейчас много таких писем?

— У меня сейчас лежат заявки из Элисты и из Новосибирска.

— Чтобы организовать выезд, вы отрываете людей от работы. Это болезненно?

— Да, конечно, отрываем, и нет, это не болезненно. Это помощь регионам, то есть то, что входит в задачи федеральных центров. А главное, у нас крупный медицинский центр, соответственно, есть возможность заменить на время одного специалиста другим, организовать выезд без потери качества оказания медицинской помощи.

— Сегодня довольно мощное развитие получили различные телемедицинские и интернет-­технологии, когда для консультации «врач-врач», «врач-пациент» не требуется личной встречи. Достаточно нормальной связи. Но проект «Большие города» подразумевает очное общение специалистов. Почему?

— РДКБ — лидер по числу телемедицинских консультаций пациентов до 18 лет. Мы проводим их с использованием видеосвязи, телефонной связи, интернета и почты… используем все возможности. Но, наверное, если бы одно другое заменяло, регионы не просили бы об очных консультациях. Да и хирургическое вмешательство удаленно не проведешь. Так что одно другое не исключает, а скорее дополняет.

— А что такое «большие» города в понимании проекта? Есть критерии отнесения городов к «большим»?

— Для нас все города большие и важные. И даже не города. Знаете, есть такое понятие — неизбирательная госпитализация. Точно так же и наш проект — основан на неизбирательном принципе. Конечно, мы не сможем объять необъятное, выезжать каждый месяц, но раз в квартал — точно получится. И мы постараемся удовлетворить все заявки. Дискриминация по численности населения и статусу населенного пункта у нас не предполагается!

Наш выезд в регионы — это как раз путь к персонализированной медицине, которую мы стараемся внедрять, это не что иное, как персонализация в области дополнительного образования

— По характеру направлений в РДКБ из регионов вы можете судить о ситуации на местах, уровне оказания медицинской помощи, уровне вмешательств, на которые способно или не способно региональное здравоохранение. Вы выделяете откровенно слабые регионы? Работаете с ними?

— Конечно, мы владеем ситуацией на местах. Для выравнивания уровня оказания медпомощи и существуют федеральные центры. Но участие в проекте «Большие города» будут принимать только те территории, которые хотят видеть у себя специалистов высокого уровня, которые готовы учиться и работать над ошибками, совершенствовать свои знания и навыки. Навязывать же свои визиты мы не будем. Это уже компетенция других организаций, которые призваны заниматься проверками и экспертизами.

— Каких результатов вы ожидаете от реализации проекта?

— Как я уже говорила выше, мы работаем в соответствии с идеологией «сильные регионы — сильная Россия» и ожидаем, в том числе и за счет реализации проекта «Большие города», улучшения качества, эффективности и доступности многопрофильной медицинской помощи, оказываемой в регионах Российской Федерации.