Новости. Эндокринология

Эксперты предложили новые критерии ожирения

Методы диагностики и лечения ожирения должны быть пересмотрены. Об этом заявил председатель комиссии Lancet по диабету и эндокринологии, глава кафедры метаболической и бариатрической хирургии Королевского колледжа в Лондоне Франческо Рубино (Francesco Rubino). В январе 2025 года международная группа из 58 экспертов по ожирению опубликовала в журнале The Lancet Diabetes & Endocrinology отчет, в котором приводятся новые критерии доклинического и клинического ожирения. После выхода статьи эти рекомендации поддержали 79 медицинских организаций по всему миру. В их число входят Американская диабетическая ассоциация, Американская кардиологическая ассоциация, Американская ассоциация метаболической и бариатрической хирургии, Американская ассоциация клинической эндокринологии, Коалиция по борьбе с ожирением и Общество борьбы с ожирением, Европейская ассоциация по изучению ожирения (EASO), объединяющая 38 стран.

В статье содержатся предложения о внесении существенных изменений в определение ожирения, в соответствии с которыми ИМТ и окружность талии могут использоваться лишь как дополнительные параметры заболевания, тогда как в основе диагностики должны лежать или ограничения в выполнении повседневной деятельности, или признаки дисфункции органов или тканей, связанные с ожирением; для взрослых их число достигает 18, для детей – 13.

Основные симптомы, которые свидетельствуют о клиническом ожирении, включают признаки повышенного внутричерепного давления, апноэ/гипопноэ во время сна, дыхательную гиповентиляцию и/или одышку, сердечно‑сосудистые заболевания (снижение систолической функции левого желудочка, хроническая/рецидивирующая фибрилляция предсердий, гипертензия легочной артерии, ТЭЛА, артериальная гипертензия), а также метаболические нарушения (совокупность гипергликемии, высокого уровня триглицеридов и низкого уровня холестерина ЛПВП), микроальбуминурию и нарушение репродуктивной функции.

Согласно консенсусу, ожирение может быть диагностировано, если у пациента есть один из перечисленных симптомов в сочетании с высоким ИМТ либо два симптома без учета ИМТ. Ожирение может быть также выявлено с помощью DXA‑сканирования или другого прямого измерения содержания жира в организме.

По мнению экспертов, ИМТ не может служить объективным показателем для диагностики ожирения, поскольку индекс не позволяет отличить массу жира от мышечной массы. ИМТ не дает, кроме того, никакой информации о функционировании органов и не позволяет отличить здоровье от болезни. Окружность талии также не может быть использована в качестве показателя ожирения, поскольку не позволяет дифференцировать подкожный жир с висцеральным, а значения жировых отложений могут сильно варьироваться в зависимости от пола, расы и этнической принадлежности. Совсем отказываться от ИМТ в качестве диагностической меры, по мнению экспертов, не разумно, однако индекс может играть лишь роль скринингового показателя, позволяющего медицинским работникам определять, каким пациентам следует проводить измерение жировых отложений.

В настоящее время эксперты проводят дебаты о том, как внедрить рекомендации по диагностике ожирения в медицинскую практику в реальных условиях.

Выявлена новая роль индекса фиброза

Индекс Fib‑4, свидетельствующий о фибротических изменениях в тканях печени, коррелирует не только с резистентностью к инсулину, но и с риском сердечно‑сосудистых заболеваний. Такой вывод сделали испанские ученые по результатам исследования, опубликованного в майском журнале Rheumatology.

В перекрестном исследовании, которое проводилось в период с 2019 по 2021 год, участвовали 465 взрослых с ревматоидным артритом (средний возраст 55 лет, 81% женщин). У всех пациентов продолжительность заболевания составляла не менее 1 года. Индекс фиброза FIB‑4 был рассчитан с использованием уравнения, учитывающего возраст, количество тромбоцитов и уровни аланинаминотрансферазы и аспартатаминотрансферазы. В зависимости от пороговых значений показателя риск фиброза классифицировался как низкий, неопределенный или высокий. Исследователи попытались выявить связь FIB‑4 с активностью заболевания, инсулинорезистентностью и атеросклерозом.

Высокие значения FIB‑4 были зарегистрированы у 19% пациентов с ревматоидным артритом, они коррелировали с неопределенным и высоким риском развития фиброза печени, а также с резистентностью к инсулину. Исследователи также сообщили о прямой связи FIB‑4 с сердечно‑сосудистым риском по шкале SCORE2, причем она не коррелировала с атеросклерозом. В то же время активность и обострение ревматического заболевания, о которых свидетельствовало увеличение ревматоидного фактора или антител к цитруллинированному белку, не зависели от уровня FIB–4.

Авторы исследования отметили, что примерно пятая часть пациентов с ревматоидным артритом может иметь высокие показатели FIB‑4, что в значительной степени отражает увеличение сердечно‑сосудистого риска и инсулинорезистентности.

Обнаружена связь мышечной силы с диабетом

Исследователи из Школы общественного здравоохранения медицинского факультета Университета Гонконга (HKUMed) доказали, что увеличение мышечной силы более чем на 40% снижает риск развития СД2, независимо от генетической предрасположенности к заболеванию. Результаты своего масштабного эпидемиологического исследования они опубликовали журнале BMC Medicine. Китайские врачи изучали данные медицинских карт 141 848 белых британцев, полученные из британского биобанка. Мышечную силу рассчитывали путем деления силы хвата (измеренной с помощью ручного динамометра) на обезжиренную массу (измеренную с помощью анализа биоэлектрического импеданса). Были определены три категории мышечной силы (низкая, средняя и высокая) на основе тертилей, зависящих от пола и возраста. Генетический риск СД2 оценивали на основании 138 независимых однонуклеотидных полиморфизмов, связанных с диабетом.

В исследование были включены 141 848 участников (54,8% женщин, средний возраст составил 56,6 лет). За 8 лет исследователи зарегистрировали 4743 случая СД2. Средний и высокий терцили были связаны со уменьшением риска развития СД соответственно на 27% (HR 0,73) и 44% (HR 0,56) по сравнению с низким терцилем. Однако связь между вероятностью заболевания и мышечной силой несколько ослабевала при увеличении генетического риска СД2, но оставалась статистически значимой.

Как отметили авторы исследования, его результаты подтверждают важность поддержания мышечной силы как ключевой стратегии профилактики СД2. Эта концепция соответствует действующим рекомендациям, в соответствии с которыми взрослые должны заниматься упражнениями, укрепляющими мышцы, по крайней мере два дня в неделю. Будущие клинические испытания должны подтвердить, насколько возможно предотвратить или замедлить развитие СД2 с помощью мышечных тренировок, в том числе у людей с высоким генетическим риском заболевания

Источник: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC11846218/

Подготовила Татьяна Шемшур по материалам зарубежных источников